Москва увеличит штрафы за "паленый" бензин
Чтобы ее уменьшить, столичный Департамент природопользования и охраны окружающей среды ведет борьбу с торговцами некачественным бензином. Подробностями "спец-операции" на "Деловом завтраке" с "РГ" поделился глава департамента Леонид Бочин.
Российская газета | С 1 января 2006 года Москва перешла на новые экологические требования к качеству моторного топлива, соответствующего "Евро-3". Таким образом, столица обогнала все остальные российские города.
Леонид Бочин | Недавно мы провели анализ статистики и ужаснулись - из 180 тысяч неисправных автомобилей половина вышла из строя из-за некачественного бензина и дизтоплива. Но когда я называю эту цифру автомобилистам, они смеются. Практически у всех автомобилистов рано или поздно начинаются проблемы с двигателями из-за некачественного моторного топлива.
Причем новые требования к бензину начали действовать не сразу. Три месяца сотрудники департамента проверяли, смогут ли российские производители бензина выпускать такое топливо. Выяснилось, что могут. Мало того, большинство из них уже производят и экспортируют за рубеж моторное топливо, соответствующее нормам "Евро-3" и "Евро-4".
РГ | После публикации нашумевшего "черного списка" АЗС в "Российской газете" начались звонки из московской топливной ассоциации, что, мол, требования к экологическим характеристикам бензина вашего департамента противоречат федеральному законодательству. Вы знаете об их претензиях?
Бочин | Конечно, я знаю эту публику, при мне формировались все вертикальные интегрированные компании. Но на меня давить бесполезно. Не то чтобы я никого не боялся, просто у меня своя нерушимая позиция по поводу суррогатных бензинов, и я не собираюсь ее менять. Топливники начали ходить в Генпрокуратуру, прокуратуру города, обращаться во все федеральные ведомства, что мы незаконно установили эти требования. Сейчас начался новый виток этой истории.
А по поводу претензий я хочу сказать, что предъявлять экологические требования к моторному топливу мы имеем законное право.
Жесткие экологические требования, установленные нами, синхронизированы с европейским сообществом. К сожалению, надо признать: Россия и сейчас в этом плане безнадежно опаздывает на 8-10 лет. Весь мир уже "уходит" на "Евро-5", а мы только "присматриваемся" к "Евро-3".
РГ | Помимо публикации "черных списков", как вы боретесь с продавцами "левого" топлива?
Бочин | Четыре года назад был принят городской закон об ответственности за реализацию некачественного моторного топлива, он предусматривал введение денежного наказания. Но бизнесмены оспаривали даже символические на тот момент штрафы. Два года назад были приняты радикальные поправки, устанавливающие максимально возможную сумму штрафа, которую тогда позволял Административный кодекс РФ - 200 тысяч рублей. А вот сейчас за нарушение мы берем уже 300 тысяч рублей. Только после этого стало возможно ловить за руку нарушителей.
РГ | Что надо сделать, чтобы полностью покончить с "левым" бензином?
Бочин | К сожалению, мы пока только "бьем по хвостам" - наказываем розничных продавцов. А оптовики сидят в Московской области, за пределами нашей компетенции. Много раз встречались с администрацией Московской области, предлагали принять такой же закон, как в городе у нас. А в ответ - тишина.
Это еще не все проблемы. Первое - отсутствие внятной системы транспортного квалифицированного контроля. Второе - отсутствие адекватного федерального законодательства, которое бы установило такие штрафы, чтобы мало не показалось. Штраф должен быть как минимум 5 миллионов. Только тогда владелец заправки лишний раз подумает при выборе поставщика. И третье - это уголовная ответственность за подобного рода нарушения, она, кстати, существует во всем мире.
РГ | А пока идет борьба с некачественным бензином, можно ли какими-то другими способами контролировать качество воздуха?
Бочин | Да, сейчас мы приняли концепцию законопроекта правительства города о запрете на въезд, которую планируем представить до конца первого полугодия. Это будет комплексная программа, которая включит в себя добровольную экологическую сертификацию автомобилей с точки зрения их экологических классов по норме выброса и право быть в той или иной зоне города (приоритет получат жители и спецмашины - "скорая помощь", пожарные).