Официально сенаторы, представители министерств и ведомств, глава Конституционного суда Валерий Зорькин, а также советник Государственно-правового управления президента Валентин Михайлов собрались вчера по сугубо юридическому поводу. Отмечали выход книжки-комментария к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности", куда среди прочих материалов вошли ссылки на решения Конституционного суда РФ, а также Европейского суда по правам человека. Но появление этой публикации на деле стало лишь поводом, всех собравшихся живо занимала ситуация с подготовкой поправок в закон об оперативно-розыскной деятельности (ОРД). И нетерпение их легко можно было понять, ведь рабочая группа, созданная при комитете СФ по обороне под руководством сенатора от Свердловской области Валерия Трушникова, трудилась над поправками целый год и обещает до начала летних каникул направить новый законопроект в Думу.
Как пояснил Валерий Трушников, поправки в закон принимались по трем критериям: делают не новый закон, а только поправки, причем утверждают только те поправки, что согласованы всеми заинтересованными сторонами, и даже если новая норма уже отражена в каком-либо из специальных законов, ее все равно включают в текст. Пока в проекте 15 поправок, часть из них явно носит лингвистический характер. По существу же не могут не привлечь внимание новые нормы, защищающие, если говорить обывательским языком, внедренную агентуру. Так, судье могут быть предоставлены необходимые данные, касающиеся оснований для проведения оперативно-розыскного мероприятия, "за исключением данных о лицах, внедренных или внедрявшихся в организованные группы, преступные сообщества (преступные организации), о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, и о лицах, оказывающих или оказывавших им содействие на конфиденциальной основе, об организации и о тактике проведения ОРД". Сведения об этой категории лиц (в одной из поправок их даже предлагается переименовать из "граждан" в "личностей"), как указывается в законопроекте, "составляют государственную тайну". А прокурор сможет получить о них информацию, только если этот самый агент даст письменное согласие. По словам Трушникова, в законопроекте также планируется более полно отразить социальные гарантии для лиц, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия.
Впрочем, к уже согласованным поправкам к закону об ОРД вопросов не было. Да и вообще собравшихся явно беспокоила не столько законодательная, сколько правоприменительная практика. Глава Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров сам задал старт для обсуждения этой темы, выразив надежду, что выпущенный сборник комментариев поможет преодолеть "неоднозначное толкование закона". Валерий Зорькин в свою очередь напомнил участникам заседания, что Конституционный суд вынес около 30 постановлений, затрагивающих напрямую статьи об ОРД. "Россия уже не только часть этого глобального мира, но важно, каким субъектом она туда войдет, мы должны выдерживать стандарты правового государства", - и тут глава КС отвлекся от предмета обсуждения и заговорил о проблемах законодательства вообще. Валерий Зорькин выразил обеспокоенность тем фактом, что депутаты уже почти два года медлят (после вынесения решения КС) с введением института конфискации по наиболее тяжким преступлениям: "Мы намекнули законодателю, что в свете международно-правовых обязательств Россия должна обеспечить не только процессуальные нормы (конфискация вещественных доказательств), но и реализацию материального права на конфискацию имущества". Председатель КС уточнил, что такая мера может быть применена по четырем-пяти наиболее опасным составам преступлений, например терроризму, организованной преступности, коррупции, отмыванию денег. "Эта проблема становится важной для защиты конституционного строя, - заявил Зорькин и, вспомнив об одиннадцатом сентября, добавил - идет борьба за выживание нормального государства, как бы мы его ни называли - правовым или демократическим, в конечном счете это служит защите интересов гражданина".
"Когда новая идея выдвигается, мы должны четко понимать, кто ее будет реализовывать", - осторожно начал свое выступление советник Государственно-правового управления президента Валентин Михайлов. Так, он сообщил, что только 4-7% конфискованного имущества попадает в бюджет государства, "а куда девается остальное?" Что же касается законопроекта об ОРД, то Михайлов был категорически согласен с мнением большинства о ненужности нового закона и необходимости поправок. Он не исключил, что в перспективе может быть поставлен вопрос о выделении из ОРД контрразведывательной деятельности и борьбы с терроризмом. А замначальника Следственного комитета при МВД Борис Гаврилов предложил дополнить законопроект введением понятия "провокация преступления" и поправкой в 89-ю статью УПК о порядке исполнения ОРД. Сенаторы пообещали приступить к обсуждению дополнений буквально после обеда.