Им оказался самописец речевых сообщений. Поиски второго - параметрического, который записывает показания приборов, еще продолжается. Для расследования причин случившегося важны оба, но авиационные эксперты не скрывают: именно переговоры экипажа уже могут во многом прояснить ситуацию.
Глубоководный робот-манипулятор РТ-1000, созданный в научном центре "Южморгеология", тщательно исследовал морское дно на глубине около 500 метров. Он уже поднимал предметы весом до 12 килограммов, правда, с меньшей глубины. Вес одного бортового самописца А-320 - около семи килограммов. Специалисты не исключали, что они могли уйти в ил. Так и получилось: "ящик" лежал на дне под слоем ила в 20-50 сантиметров.
Точное местонахождение первого "черного ящика" было достоверно установлено еще в воскресенье, а операция по подъему началась в 3 часа ночи уже в понедельник. Все шло не так-то просто: пришлось применить специальное оборудование, которое несколько часов "пылесосило" дно, откачивая придонные отложения. Только после этого удалось применить робот, который захватил самописец и через 40 минут доставил его на поверхность, на борт судна "Навигатор", где его уже с нетерпением ожидали специалисты комиссии по расследованию катастрофы. Вся операция с момента обнаружения заняла 9 часов.
Однако вести "ящик" в порт Сочи не торопились, по крайней мере, как сообщили корреспонденту "РГ" вчера вечером в портовых службах, судно "Навигатор" осталось в море: в ночь с понедельника на вторник будет предпринята попытка поднять второй "черный ящик". Первый найденный самописец на берег доставит скорее всего спасательный теплоход "Капитан Беклемищев", который выполняет роль своеобразного курьера между главным поисковым судном и морским портом, развозя оборудование и специалистов.
Еще четыре часа спустя после подъема в морской гавани Сочи толпились журналисты и операторы, ожидая, что поднятый "ящик" будет продемонстрирован публично.
Напомним: пассажирский лайнер А-320 армянской авиакомпании "Армавиа" потерпел катастрофу при подлете к аэропорту Адлера в ночь на 3 мая. Погибли все 113 человек, находившихся на борту. Следствие называет несколько версий трагедии, однако, как подчеркивают эксперты, обоснованно говорить о чем-либо можно будет только после расшифровки "черных ящиков". Французские специалисты, прибывшие на место авиакатастрофы, вскоре запеленговали сигналы установленных на них радиомаяков, но долгое время сами самописцы обнаружить не удавалось.
Теоретически первые результаты расшифровки магнитной ленты могут появиться уже через 10-14 дней. К сожалению, найденный "ящик" сильно поврежден: сказались сильные удары и агрессивная морская среда. Поэтому о перспективах специалисты говорят пока весьма и весьма осторожно.
По словам руководителя Межгосударственного авиационного комитета Татьяны Анодиной, все работы по изучению информации с "черного ящика" и расследование причин авиакатастрофы будут проходить по стандартной процедуре с участием представителей Армении, Франции и России. Впрочем, некоторые эксперты не исключают, что самописец придется отправлять во Францию.
комментарий |
Игорь Левитин,
министр транспорта РФ, председатель правительственной комиссии по ликвидации последствий авиакатастрофы армянского А-320:
- Поиск бортовых самописцев начался 16 мая. Но из-за плохой погоды только 19 мая специалистам удалось полностью обследовать район предполагаемого местонахождения. Обнаружить первый удалось с помощью робота, оборудованного пеленгатором. Теперь его передадут в комиссию Межгосударственного авиационного комитета, в состав которой входят представители Армении и Франции. Специалисты заверяют, что сделают все возможное для расшифровки. На очереди поиск второго - параметрического самописца, фиксировавшего состояние и работу технических узлов. По расчетам, он может находиться в радиусе 5 метров от найденного. Но пока остается на глубине, и не исключено, что тоже под илом, что осложняет поиск. Если позволят метеоусловия, то он также будет поднят в ближайшее время.
Подготовила Ирина Кобылкина.