Беспрецедентное решение жюри: приз за лучшую мужскую роль достался ансамблю актеров из фильма "Дни славы" Рашида Бушареба (Джамел Деббуз, Сами Насери, Сами Буаджила, Рушди Зем и Бертран Бланкан). Приз за лучшую женскую роль: "семье актрис" из фильма Педро Альмодовара "Возвращение" (Пенелопа Крус, Кармен Маура, Лола Дуэньяс, Бланка Портильо, Иохана Кобо). Сам Альмодовар назван лучшим сценаристом. Приз за лучшую режиссуру - Алехандро Гонзалез Иньярриту ("Вавилонское столпотворение"). Приз жюри: "Красная дорога", реж. Андреа Арнольд (Великобритания). Приз ФИПРЕССИ: "Времена года", реж. Нури Билге Сейлан (Турция). Приз Экуменического жюри: "Вавилонское столпотворение", реж. Алехандро Гонзалез Иньярриту (Мексика). Гран-при - "Фландрия" Брюно Дюмон. Об остальных победителях - в завтрашнем номере.
Всю первую половину Каннского фестиваля первенство уверенно держала комедия гениального испанца Педро Альмодовара "Возвращение". И только ближе к финалу у нее появились конкуренты - и снова на испанском.
Это прежде всего фильм мексиканца Алехандро Гонзалеса Иньяриту "Вавилонское столпотворение" с Кэйт Бланшетт и Брэдом Питтом - переплетение трех сюжетов, разыгранных на пяти языках и снятых на трех континентах (см. "РГ", 26 мая). Еще позже к числу лидеров присоединился "Лабиринт Пана" мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Действие этой пугающей фэнтези происходит в Испании 1944 года. Десятилетняя Офелия, путешествуя в лабиринтах шахтерского городка, попадает в волшебный мир с феями и козлоногим сатиром, который открывает малютке глаза на жестокие реалии франкистского режима. Несмотря на сказочную канву, фильм рассчитан на взрослых и привлек фестивальную публику оригинальностью драматургических и визуальных решений, стилистически отсылающих к фантазиям Гойи. Таким образом, вся тройка лидеров нынешнего Канна - испаноязычное кино.
Кто станет реальным лидером - узнаем в воскресенье поздно вечером, когда в Канне пройдет церемония закрытия 59-го международного кинофестиваля. А пока я их не знаю и делюсь предположениями, которые в эти минуты обсуждает весь Лазурный берег Франции.
Кроме испанской тройки, есть определенные шансы на призы у аргентинской картины Израэля Адриана Каэтано "Хроника побега" ("Буэнос-Айрес, 1977") - реальной истории аргентинского вратаря Клаудио Тамбуррини, которого в годы фашистского режима в Аргентине похитили и бросили в тайные застенки, где он прошел все круги ада, от унижения до насилия, пока вместе со своими сокамерниками не совершил отчаянную попытку бежать. К событиям Второй мировой войны обратился и Рашид Бушареб, французский режиссер марокканских корней, - он выбрал своими героями североафриканских мусульман, участвовавших в освобождении Франции от нацистов. Для придания премьере фильма статуса особого события вместе со съемочной группой фильма по красной дорожке Дворца фестивалей промаршировали ветераны-марокканцы.
В аутсайдерах оказались практически все американские картины - от костюмной "Марии-Антуанетты" Софии Копполы и антигамбургерского памфлета "Нация фастфуда" Ричарда Линклейтера до затянутых и рыхлых "Южных сказок" - черной комедии Ричарда Келли. Фильм Копполы поразил каннских завсегдатаев разве что шикарным приемом с шоколадным фондю и королевским фейерверком над морем.
Зато хитом внеконкурсной программы стал снятый в США фильм английского режиссера Пола Гринграсса "Юнайтед 93" - о борьбе, развернувшейся на борту захваченного террористами авиалайнера 11 сентября 2001 года. Режиссер построил фильм как документальную драму, основанную на реальных телефонных разговорах пассажиров, прощавшихся со своими близкими на земле, и на переговорах экипажа с диспетчерами. Ему удалось создать картину высокого эмоционального напряжения, когда зритель до последнего момента надеется, что пассажирам все-таки удастся взять штурмом захваченную бандитами пилотскую кабину, - несмотря на то, что мы все знаем, чем завершился этот полет. На пресс-конференции рядом с режиссером присутствовали родственники погибших пассажиров. Американское кино словно подхватило эстафету, выпавшую из рук кино советского, - прямого участия в реальной жизни.
Показал 25 минут из своей будущей картины "Всемирный торговый центр" и Оливер Стоун - картина должна выйти в прокат к пятой годовщине террористической атаки, погубившей почти три тысячи человек.
Одним из фаворитов конкурса "Особый взгляд" был самый молодой режиссер фестиваля
20-летний австралиец Мурали К. Таллури, чей фильм "2:37" напоминает "Слона" Гаса Ван Сэнта - обладателя Золотой пальмовой ветви 2004 года. В нем действие тоже происходит в средней школе и состоит из как бы хроникально записанных разговоров в школьных коридорах - о наркотиках, насилии, подавленной гомосексуальности. Тема картины - самоубийства, которые эпидемией распространяются среди внешне благополучных подростков. Как признался режиссер на пресс-конференции, он выбрал эту тему исходя из собственного опыта: покончил с собой его лучший друг, и сам он тоже пытался свести счеты с жизнью, но вовремя опомнился и занялся кино. Теперь он вне себя от счастья: "Мне все время хочется себя ущипнуть! Я только два года назад школу окончил - как же я очутился в Канне?!". Молодому таланту из Сиднея прочат блестящее будущее.
Но главного приза "Особого взгляда" был удостоен китайский режиссер Ван Чао за "Лимузин" - последнюю часть его трилогии о современном Китае, историю о проститутке, которая ищет пропавшего брата, чтобы умирающая мать могла взглянуть на него в последний раз. Специальный приз достался австралийцу Рольфу де Хиру за фильм из жизни аборигенов "Десять каноэ". Единственная российская лента каннской программы - "977" Николая Хомерики - прошла в последний день, что считается предвестием успеха, но наград не получила.
Приз "Золотой пес", который уже несколько лет подряд вручается в Канне группой веселых энтузиастов лучшей собаке конкурсных фильмов, достался мопсу из картины Софии Копполы "Мария Антуанетта". Французский бульдог выиграл состязание с двумя конкурентами: собаками из английского триллера "Красный путь" и финской драмы "Огни городской окраины". Наиболее оригинальным лауреатом премии "Золотой пес" была собака из фильма Ларса фон Триера "Догвиль" - обозначенная кружком на полу студии с надписью: "Собака".
В воскресенье поздно вечером главное каннское жюри под председательством Вонга Карвая объявило свое решение. Расклад фильмов нынче таков, что каким бы ни был вердикт, он не сделает погоды: при наличии очень качественных картин, больших открытий мировому кино эти двенадцать дней так и не принесли.
Фото с сайта www.vesti.ru