В главу 28 Налогового кодекса РФ в 2005 году изменения были внесены тремя Федеральными законами.
Федеральным законом от 18 июня 2005 года N 62-ФЗ "О внесении изменения в статью 363 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" в новой редакции изложен пункт 3 статьи 363 НК РФ. В новой редакции уточнено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Одновременно исключено действовавшее прежде ограничение по сроку вручения налогового уведомления (налоговые органы должны были вручить налогоплательщику налоговое уведомление до 1 июня года налогового периода), следовательно, налоговые органы будут направлять уведомления исходя из тех сроков, которые установлены для уплаты транспортного налога в субъекте РФ.
Федеральным законом от 20 октября 2005 года N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй НК РФ" внесен ряд изменений, касающихся порядка исчисления и сроков перечисления транспортного налога.
Изменениями, внесенными в статью 356 НК РФ, органы государственной власти субъектов РФ фактически лишены права утверждать форму отчетности по транспортному налогу. Теперь это будет делаться централизованно - Минфином РФ.
В соответствии с частью второй статьи 356 НК РФ, вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации до 2006 года должны были определять ставку налога в пределах, установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки его уплаты, а также форму отчетности по данному налогу. В новой редакции статьи 356 НК РФ указание на форму отчетности отсутствует. Из этого, в частности, следует, что формы отчетности, ранее утвержденные органами государственной власти субъектов РФ, в 2006 году действовать не будут.
В связи с этим глава 28 НК РФ дополнена новой статьей 363.1 "Налоговая декларация", которой (помимо указания на разработчика налоговых деклараций) установлено следующее:
налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по истечении налогового периода - то есть ежегодно, не позднее 1 февраля. Данное уточнение будет весьма актуальным для тех регионов, в которых установлены иные сроки представления отчетности по транспортному налогу. Федеральный закон N 131-ФЗ вступил в силу с 1 января 2006 года, следовательно, весьма вероятно, что и налоговая декларация за 2006 год должна будет представляться к 1 февраля (при условии, что Минфином России форма декларации будет утверждена);
в том случае, когда законом субъекта РФ установлена обязательность уплаты авансовых платежей, указанные налогоплательщики по истечении каждого отчетного периода (календарного квартала) обязаны представлять в налоговый орган налоговый расчет по авансовым платежам по налогу, форма которого также утверждается Минфином России. Срок представления расчетов по авансовым платежам - не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
В новой редакции изложена статья 360 НК РФ. Теперь наряду с понятием "налоговый период" вводится понятие "отчетного периода". При этом законодательным или представительным органам субъектов РФ предоставлено право не устанавливать отчетные периоды. Из этого следует, что для организаций, являющихся плательщиками транспортного налога, с нового года может быть установлен порядок, в соответствии с которым уплата налога будет производиться не один раз в год, а ежеквартально. Соответственно вчетверо увеличится и количество представления расчетов и деклараций в налоговый орган. Подчеркнем, что подобный порядок может быть введен только законом соответствующего субъекта, который в соответствии с нормами части первой НК РФ должен быть не только принят, но опубликован не позднее чем за месяц до начала очередного налогового периода - фактически - не позднее 30 ноября 2005 года. Если соответствующий закон принят не будет, порядок уплаты налога и отчетности по нему останется прежним.
В связи с предоставлением органам государственной власти субъектов РФ права устанавливать обязанность по уплате налоговых платежей соответствующие изменения внесены и в статью 362 НК РФ "Порядок исчисления налога":
- по итогам налогового периода сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки и определяется как разница между исчисленной суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, подлежащих уплате в течение налогового периода;
- суммы авансовых платежей по налогу исчисляются по истечении каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В новой редакции изложено первое предложение пункта 3 статьи 362 НК РФ, регулирующее порядок исчисления налога в случае, когда в течение налогового периода транспортное средство было зарегистрировано или снято с учета.
Прежней редакцией пункта 3 было предусмотрено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде.
Новой редакцией установлено, что в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
То есть принципиально схема расчета не изменилась - исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в соответствующем периоде. Уточнено, что при исчислении авансовых платежей по налогу используется та же схема. По нашему мнению, принципиальной разницы, как применять поправочный коэффициент - к налоговому или отчетному периоду, - нет. Просто в первом случае корректируется базовая ставка, а во втором - размер авансового платежа.
Также следует обратить внимание на норму вновь введенного пункта 6 статьи 363 НК РФ, в соответствии с которым законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу в течение налогового периода. Для части налогоплательщиков может быть установлена ежеквартальная уплата налога (авансовых платежей), а для некоторых групп - ежегодная.
Федеральным законом 20 декабря 2005 года N 168-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием Российского международного реестра судов" в главу 28 НК РФ внесено одно изменение в пункт 2 статьи 358 НК РФ, в соответствии с которым суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, не являются объектом обложения транспортным налогом.
Вы познакомились с выдержками выпуска N 9 "Библиотечки "Российской газеты" - "Все изменения налогового законодательства с 1 января 2006 года". Желающим приобрести сборник следует перечислить за один его экземпляр 76 рублей (включая оплату за пересылку и НДС) по реквизитам: 125993, г. Москва, ЗАО "Библиотечка "РГ", ИНН 7721017444, КПП 772101001, р/с 40702810200000002764 в ОАО АКБ "ЛЕСБАНК", г. Москва, к/с 30101810500000000694, БИК 044579694, код ОКОНХ 87100, код ОКПО 36557391. В платежке обязательно укажите ваш точный обратный адрес с индексом и название заказываемого сборника: "Налоги 2006 года".