В Интернете появилась новая карта московских пробок

На направлениях с заторами нарисованы стрелки. Если "движение затруднено", то под стрелками желтый фон. Если "пробка" - красный. А можно и не смотреть на карту, а просто прочитать на отдельной странице сводку. О каждой пробке написано, на каком она участке, какой длины, давно ли там такая ситуация. Информация обновляется каждые четыре минуты. Тут же дан телефон, по которому можно добавить свои сведения о дорожных проблемах.

Нельзя сказать, что это новый для российского Интернета сервис. Уже несколько лет существует сайт 77.ru и его питерский вариант 78.ru. Там, правда, посетителя мучают какими-то лицензионными соглашениями, да и интерфейс менее симпатичный. А еще год назад дорожную ситуацию в Санкт-Петербурге начали показывать на сайте www.technotraffic.ru - с указанием средней скорости на основных трассах. Для этого там установили 21 датчик на трассах.

Информация же о других местах в Сети не находится. Разве что на portal.avtoradio.ru есть коротенькие сообщения, присланные радиослушателями из Екатеринбурга, Красноярска и т.д. А разработчики новосибирской программы для мобильных телефонов MobilGis (ее можно скачать с mobilegis.ru) решили поступить иначе - поставить на наиболее проблемных участках веб-камеры и дать возможность увидеть текущую ситуацию своими глазами. Это и в самом деле работающее решение. В западных странах ситуация с дорожной информацией вообще гораздо лучше. "РГ" уже рассказывала, как два года назад на конкурсе сайтов Webby в номинации "Техническое достижение" победил сайт Map24.com. Там можно задать два адреса и получить подробное описание маршрута между ними. И даже есть некоторая информация о российских адресах, которой нет на maps.google.com - на карте этого главного американского портала совсем недавно появились названия московских улиц, но вот поиск по ним не работает. А вот для западных адресов планировщик маршрутов на Google есть. Вписав адрес и увидев его на карте, можно сделать этот пункт исходным, а затем указать адрес цели. Система расскажет по шагам, как ехать и где поворачивать, подсчитав примерное время поездки. А можно сделать адрес стандартным и написать, что интересует. Например, слово "hotel" - и ближайшие гостиницы будут показаны на карте.

Правда, в этом сервисе должна быть еще одна, очень важная сторона - привязка информации к текущему физическому положению пользователя. Есть способы определить положение автоматически, таких минимум два. Первый - при помощи спутниковой навигации, для этого обычно используется американская система GPS. Второй - и по силе сигнала от ближайших базовых станций сотовой сети. Эта технология называется LBS, в условиях хаотичной городской застройки она менее точна. Свяжите информацию о положении пользователя, городские карты, сведения о пробках, справочники предприятий и организаций - и получите очень нужный и важный сервис, который оправдает существование компьютерных систем в глазах самого убежденного скептика. Жалко, что таких приложений - удобных, проверенных, надежных, доступных - нет в распоряжении российского потребителя.

Бурное развитие "геосетей" - это один из пунктов "десятилетнего предсказания" американского Института будущего, возглавляемого футурологом Полом Саффо. Подобного рода проекты требуют участия многих организаций, наличия сложной инфраструктуры, доступных технологий доступа, достаточной открытости в области безопасности. Поэтому в России пока мы видим лишь попытки, реализующие их частично, как нынешний пробочный сервис Яндекса. Дальнейшее развитие географически определенных информационных систем будет важным симптомом - как развиваются технологии в нашей стране, повернуты ли они лицом к людям, повышают ли качество жизни. А ведь именно качество жизни важнее всего, а не развитие технологий или экономики самих по себе.