Российская газета: В разработанной недавно минобрнауки стратегии развития науки и инноваций в России был предусмотрен целый блок налоговых льгот. Однако под давлением минфина все это исчезло из последнего варианта документа. На что вы надеетесь, делая новую попытку?
Иван Грачев: Мы стараемся обойти те подводные камни, на которых споткнулись чиновники минобрнауки. Самое главное - надо все предлагаемые законы объединить общей идеей и упаковать в крупный проект. Идеальный вариант, если он станет национальным проектом. Думаю, что блок "Инновационная Россия" вполне достоин такого статуса, ведь и президент, и правительство постоянно говорят, что страна должна из сырьевой превратиться в высокоразвитую.
Далее. Трудно требовать налоговых льгот для инновационных предприятий, если положение о них не прописано в законе.
РГ: Законопроект об инновационной деятельности несколько раз вносили различные инициативные группы, но каждый раз он возвращался. Неужели так сложно определиться, что такое инновации?
Грачев: Готовя этот закон, депутаты пытаются опираться на мировую практику. А там под инновациями понимается и коммерциализация научных разработок, и создание попсовой музыки, и новые товарные знаки, и еще многое другое. Свести все это к общему знаменателю никак не удается. Поэтому мы предлагаем сузить понятие инновационной деятельности. Речь должна идти только о превращении научных идей в товар.
РГ: Сколько же законов, касающихся налоговых преференций, вы предлагаете принять?
Грачев: Всего в проекте их 15, включая законодательства о ноу-хау и изобретениях. Опять же мы ушли от ряда революционных предложений минобрнауки, которые отверг минфин, и предлагаем принять только те налоговые льготы, которые в России уже применялись. Скажем, преференции на землю действовали до начала этого года, но сейчас отменены. Их надо восстановить. Также предлагаем ввести на пять лет налоговые каникулы для предприятий, только начинающих заниматься инновациями.
Важно упростить систему налогообложения, введя вместо четырех налогов один. Эта мера уже развязала руки малым предприятиям в научно-технической сфере. Однако такой вариант касается лишь тех, у кого оборот составляет 30 млн. руб. Мы предлагаем увеличить его хотя бы до 70 млн. Кроме того, необходимы налоговые преференции на НИОКР, амортизацию, закупку оборудования, его завоз в страну и т.д.
РГ: Не опасаетесь, что ваши оппоненты заявят: вы хотите пробить налоговую дыру, куда ринутся все мошенники, объявив себя "инновационщиками"?
Грачев: Налоговые льготы давно имеют малые научные предприятия, и минфин не сумел предъявить никакой статистики по мошенничеству, по каким-либо злоупотреблениям. Кроме того, в стране долгое время действовали налоговые каникулы для любых предприятий, которые занимались инновациями. И никаких прецедентов не было.
РГ: Сколько стоит предлагаемый пакет налоговых льгот?
Грачев: Всего около 30 млрд. руб., учитывая нынешнее состояние инновационного сектора страны. Он насчитывает примерно три тысячи предприятий. Капля в море. А надо на порядки больше. Тогда у инновационной России появится реальный шанс.