Экологический сертификат для транспорта заменят "налогом на выхлоп"?

Напомним, что с 22 апреля этого года Федеральная таможенная службы (ФТС) запретила ввоз в Россию подержанных иномарок, не соответствующих экологическому стандарту "Евро-2". Именно с этого дня в России вступил в действие первый технический регламент "О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ". В регламенте, в частности, говорится, что владельцы ввозимых в Россию подержанных иномарок должны подтверждать их "на чистоту" специальным экологическим сертификатом. Однако на деле протестировать каждое авто на экологическую пригодность оказалось непросто. Ситуация накалилась.

На таможенных границах, особенно в Калининграде и на Дальнем Востоке "зависли" тысячи нерастаможенных иномарок. Для того чтобы распутать ситуацию, в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) разработали временные, до 1 сентября 2006 года, таблицы соответствия автомобилей экологическим классам "Евро-2", "Евро-3" и "Евро-4". Этой таблицей таможенники ныне руководствуются, разрешая судьбу тех или иных иномарок. Правда, несмотря на существование таблицы, вопросов у покупателей подержанных иномарок меньше не стало. Этих вопросов прибавилось, когда люди прослышали про экологический налог. С просьбой прокомментировать ситуацию "РГ" обратилась в Ростехрегулирование.

   компетентно

Григорий Элькин,
руководитель Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии:

- Введение новых налогов вне полномочий нашего агентства. Однако со временем, на мой взгляд, должен быть введен дорожный налог, дифференцированный в соответствии с экологическим классом автомобиля. Во многих развитых странах он давно существует. И если вы ездите на экологически "грязной" машине, то платите большие деньги.

Одна из целей технического регламента состоит в том, чтобы в документах на автомобиль постепенно появился экологический класс. У нас же такой графы в паспорте транспортного средства ни на "мерседес" 2006 года выпуска, ни на "жигули" выпуска 1997 года нет. Тем временем сегодня в крупных городах России уже свыше 70 процентов вредных выбросов в атмосферу производят автомобили. Однако введение европейских норм выбросов в России проводится с отставанием на 6-8 лет от государств, являющихся мировыми лидерами автомобилестроения. Как известно, в мире уже действуют нормы "Евро-3", "Евро-4", "Евро-5".

Впрочем, как известно, первый шаг мы все-таки сделали. В России введен первый технический регламент, требования которого как раз и соответствуют международному экологическому стандарту "Евро-2". И сегодня все отечественные производители выпускают автомобили соответствующие техническому регламенту (исключение составляет лишь "Ока"). Хочу отметить, что технический регламент распространяется только на автотранспортные средства, впервые вводимые в обращение на территории России. На автомобили, эксплуатирующиеся в стране до 22 апреля 2006 года, он не распространяется.

Действительно, в первые две недели введения техрегламента в Калининградской области сложилась особенно напряженная обстановка с таможенным оформлением подержанных автомобилей, для которых требуется подтверждение соответствия и определение экологического класса. До 1 июля в область должно быть ввезено дополнительно по льготному режиму более 8 тысяч подержанных автомобилей. Определенные проблемы возникли и в Дальневосточных регионах. Для снятия напряжения было принято решение о временной, до 1 сентября 2006 года, упрощенной процедуре подтверждения соответствия автомобильной техники требованиям "Евро-2".

Что это значит? Определение экологического класса и внесение в паспорт транспортного средства сведений о нем проводятся на основе таблицы, разработанной Ростехрегулированием совместно с ФГУП "НАМИ". В ней приведена информация о соответствии экологическим классам выбросов автомобильной техники в зависимости от года выпуска и страны происхождения. Временный порядок не требует от частных автовладельцев дополнительных бумаг и затрат.

В тех случаях, когда автомобиль "не попадает" в таблицу, автовладелец имеет право обратиться за выдачей сертификата. В самых сложных случаях проверка занимает не больше суток. То есть "проблемную" машину ставят на подъемник, эксперты анализируют, есть ли у нее соответствующие системы нейтрализации выхлопных газов, катализаторы. После владельцу выдается либо сам сертификат, либо мотивированный отказ в выдаче сертификата. Введение временного порядка позволило разрядить обстановку. К концу мая импорт автомобилей вошел в нормальное русло.

Понятно, что всех сейчас волнует вопрос: "А что будет после 1 сентября, когда закончится срок действия временной упрощенной процедуры подтверждения соответствия требованиям технического регламента?" Мы сейчас над этим работаем и в ближайшее время подготовим предложения. Наша позиция - ввоз подержанных иномарок для личного пользования физических лиц должен быть максимально упрощен.

Для эффективного применения технического регламента в Ростехрегулировании создан оперативный штаб, в который вошли также сотрудники минпромэнерго, Федеральной таможенной службы, Госавтоинспекции. К началу действия технического регламента на территории России было аккредитовано 37 органов по сертификации. В начале мая открыты еще 50 центров выдачи сертификатов. На наиболее загруженных таможенных постах (в первую очередь в Калининградской области) были выделены помещения и открыты точки приема заявок на выдачу сертификатов. В работу по мониторингу ситуации вместе с таможней включились центры стандартизации и метрологии, подведомственные Ростехрегулированию. К сожалению, представители наиболее "острых" регионов, где больше всего растаможивается подержанных иномарок, не проявили должной инициативы, и это во многом стало причиной узких мест в первые недели действия регламента.

Кстати, хочу напомнить, что помимо техрегламента с 1992 года введены Правила сертификации автомототранспортных средств, распространяющиеся на новые автомобили. В них включены требования к безопасности конструкции, в том числе и экологические показатели. С 1998 года действует новая, усовершенствованная редакция правил сертификации. Если автомобиль соответствует всем установленным требованиям, на него оформляется "Одобрение типа транспортного средства", которое служит основанием для регистрации в Госавтоинспекции. Повышение требований обязательной сертификации помогло привести показатели отечественной автомобильной техники в соответствие с международным уровнем. Если бы эта работа не проводилась, то, условно говоря, только в 2005 году с производства могли бы быть сняты 385 тысяч легковых и грузовых автомобилей.