Авиакомпании откажутся от бумажных билетов

Проблема неуклонного подорожания нефти волнует всех воздушных перевозчиков. В этой связи на парижской ассамблеи был составлен набор мероприятий, направленных на сокращение расходов во всем, где это только можно сделать. Солидный выигрыш должен дать переход с 2007 года на электронные авиабилеты, что повлечет сокращение персонала, издержек на бумагу, на типографские и прочие расходы. Ожидается, что экономия составит не менее 3,5 миллиарда долларов.

По данным Росавиации, сейчас в среднем до 60 процентов цены авиабилетов уходит на оплату керосина для самолетов. В 2005 году потери всех авиакомпаний вместе взятых из-за повышения стоимости керосина составили 6 миллиардов долларов. Генеральный директор IATA Джиованни Бисигнани привел такие данные на этот счет: если в 2004 году стоимость горючего обошлась участникам Ассоциации в 44 миллиарда долларов, а в 2005 году уже 92 миллиарда, то в 2006 году это будет не меньше 120 миллиардов долларов. Отсюда и заметное сокращение доходов, и существенные потери. Правда, это не касается всех авиакомпаний. Так, например, Air France, которая заблаговременно запаслась не столь дорогим, как сейчас, горючим, получила в 2005-2006 финансовом году хорошую прибыль - 913 миллионов евро.

Мир меняется стремительно, и большая часть взаимоотношений переходит в виртуальную сферу, в сфере продажи авиабилетов наступает, а в цивилизованных странах уже настала новая эпоха - время электронных авиабилетов.

По мнению главы IATA, замена обычных авиабилетов с магнитной полоской на его электронную версию со штрих-кодом пассажир сам сможет распечатать даже на своем домашнем принтере. Внедрение интернет-продаж авиабилетов уже давно стало общемировой тенденцией. Используя такую технологию, авиакомпании получают прямой доступ к клиенту. Заказать и оплатить билет путешественник может практически из любой точки мира. Таким образом, клиентская база может вырасти в разы. Сокращаются и издержки на дистрибуцию.

Однако в России, по словам директора Департамента государственной политики в области гражданской авиации, геодезии и картографии Минтранса России Карла Руппеля, одномоментного перехода на продажу билетов через Интернет не будет. Кроме того, по его словам, в настоящее время в реализации этого проекта есть проблемы, так как любые продажи в России должны быть подтверждены бумажными документами.

На самом деле о внедрении в России полноценной системы E-ticketing, перейти на которую IATA рекомендовала перевозчикам к 2007 году, речи пока не идет. И в первую очередь из-за отсутствия законодательной базы: оформление бумажных билетов в нашей стране по-прежнему обязательно - они являются формой отчетности для налоговых органов.

Проблемой развития электронных продаж авиабилетов в России помимо самих авиакомпаний озаботился ключевой игрок на рынке авиаперевозок, обеспечивающий расчеты авиакомпаний, - Транспортная клиринговая палата (ТКП). Не так давно специалисты ТКП продемонстрировали в одном из столичных аэропортов возможности новой системы бездокументарного обслуживания пассажиров - с применением технологии E-ticketing. Система ТКП, как уверяют разработчики, будет ничем не хуже существующих аналогов американской ASP ARC USA и европейской BSP IATA. Опытное введение "электронного билета" показало возможность экономить авиакомпаниям на дистрибуции от 5 до 10 долларов.

Между тем одна из российских авиакомпаний провела техническое тестирование использования электронных билетов на направлениях Москва - Лос-Анджелес и Москва - Дели. В ходе тестирования специалисты компании оформили около 100 электронных билетов для всех типов перевозок, проверили функции обмена, возврата и погашения билетов. Тестирование показало, что технически авиакомпания готова к внедрению электронных билетов.

Кстати, одна из авиакомпаний Украины еще в ноябре прошлого года внедрила систему электронных билетов для пассажиров.

Для совершения перелета рейсом авиакомпании достаточно зайти на ее сайт, забронировать места, оплатить их кредитной карточкой и распечатать подтверждение. Причем продаваемые ею электронные билеты имеют более выгодный тариф, так как в стоимость билета не включен сервисный сбор.

Международная ассоциация воздушного транспорта решила принять и другие меры ограничения расходов. В ее планы входят снижение продолжительности полетов за счет оптимизации маршрутов и сокращение времени ожидания на взлетно-посадочной полосе. В 2005 году с этой целью были уточнены 300 авиамаршрутов. По подсчетам экспертов организации, если на каждом полете удастся выиграть минуту, это принесет экономию на мировом уровне в 4 миллиарда долларов.

Поток авиапассажиров является сейчас самым большим за десятилетие, в 2005 году на рейсах были заполнены в среднем 3/4 мест. Однако даже такой рост является недостаточным для покрытия расходов на авиатопливо, которые в 2006 году по сравнению с 2004 годом увеличатся почти втрое.

Между тем на своей ассамблее Международная ассоциация воздушных перевозок потребовала от авиакомпаний - членов IATA выполнить предписанные инструкцией нормативы по обеспечению воздушной безопасности. Программа сертификации авиакомпаний по международно признанным нормам воздушной безопасности начата в 2003 году и должна завершиться до конца 2006 года. Выявленные в ходе аудита недостатки и упущения должны быть устранены в течение 2007 года. К настоящему времени на соответствие нормативам проверены 160 авиакомпаний из 265. Компании, не выполнившие нормативы до конца 2007 года, будут исключены из членов организации.