- Чем именно интересен вопрос о вхождении России в зону евро?
- Приведу три основных аргумента. Во-первых, Европейский союз является важным экономическим партнером России. На страны, входящие в зону евро, приходится свыше четверти импорта и 30 процентов нашего экспорта. Из 10 стран - лидеров по накопленным инвестициям в Россию пять относятся к зоне евро - Нидерланды, Люксембург, Германия, Франция, Австрия.
Во-вторых, по данным правительства РФ, объем платежей в евро по внешнему госдолгу ныне превышает 30 процентов их объема. Конвертация таких сумм - весьма существенные дополнительные трансакционные издержки. В-третьих, помимо внешнеэкономических отношений Россию и ЕС связывают исторические и культурные традиции, они близки географически, и это создает предпосылки для сотрудничества.
- Каковы возможные последствия вхождения Российской Федерации в зону евро?
- Переход на евро в качестве национальной денежной единицы связан как с детальными изменениями, касающимися деятельности отдельных институтов и компаний, так и с макроэкономическими последствиями, которые должны будут проявиться на уровне экономики в целом.
- Что затронет интересы граждан?
- Перевод всех цен в евро. Один евроцент - самая мелкая разменная монета в зоне евро - составляет приблизительно 34 копейки, а значит, после введения в России евро в качестве государственной валюты все цены должны будут быть округлены с точностью до 34 копеек.
Подобное округление может привести к довольно серьезному изменению цен, в том числе различных тарифов. Так, сейчас цена 1 кВт . ч электроэнергии составляет 1 руб. 08 коп., что приблизительно равно 3,2 евроцентам. Моя семья, состоящая из трех человек, в среднем расходует в месяц 500 кВт . ч, и это стоит, если рассчитывать исходя из тарифа 3,2 евроцента, 16 евро в месяц. В случае округления тарифа в меньшую сторону, до 3 евроцентов, расходы на оплату электроэнергии нашей семьи при том же потреблении уменьшились бы до 15 евро в месяц, а при округлении до 4 евроцентов - увеличились бы до 20 евро. Очевидно, если принять во внимание население России и ежедневное потребление электроэнергии, различие общих сумм выплат за электроэнергию при тарифах в 3, 3,2 и 4 евроцента за 1 кВт . ч окажется существенным.
- Какие юридические лица пострадают более всего?
- Компании, активы которых номинированы в долларах или другой иностранной валюте, отличной от евро. В случае принятия решения о переводе активов в евро, у компании, основными торговыми партнерами которой являются, скажем, предприятия в Китае, увеличатся трансакционные издержки при совершении внешнеторговых операций.
- Что произойдет на макроуровне?
- Отказ от возможности проводить национальную денежно-кредитную политику при вхождении в зону евро может привести к повышению неустойчивости отечественной экономики. Принципиально различная структура производства России и стран еврозоны увеличит вероятность возникновения экономических потрясений. Асимметричные шоки могут оказаться очень значительными и, вероятно, не будут полностью сглаживаться другими мерами макроэкономической политики - в первую очередь бюджетно-налоговой.
Выгоды же от присоединения к зоне евро могут быть связаны с укреплением экономической дисциплины российских компаний, расширением взаимной торговли России и стран зоны евро, и как следствие - ускорением экономического роста в РФ.
- Насколько реально в ближайшее время присоединение России к зоне евро?
- Необходимым условием является членство в Европейском союзе. Возможно ли это сейчас для России, сказать сложно, однако формально любое европейское государство, признающее принципы свободы, демократии, уважения прав человека, а также принцип правового государства, может подать заявку на вступление в ЕС.
Однако для вступления в зону евро страна-претендент должна удовлетворять четырем так называемым маастрихтским критериям сближения. Во-первых, инфляция не должна превышать более 1,5 процента. Во-вторых, госдолг не зашкаливать за 60 процентов ВВП, а бюджетный дефицит не быть выше 3 процентов ВВП. В-третьих, следует обеспечить нормальное, без значительных колебаний, состояние обменного курса за последние два года. И, наконец, средняя номинальная долгосрочная процентная ставка не должна превышать 2 процентов.
- Каким из этих требований не соответствует экономика России?
- Темп инфляции - вот основной параметр, по которому Россия не удовлетворяет критериям зоны евро. Ее средний уровень в еврозоне в 2005 году составил 2,2 процента, незначительно варьируясь по странам. В России инфляция в том же году исчислялась в 10,9 процента. И хотя очевидна тенденция к снижению, 3,5 процента, которые были бы приемлемы, выглядят труднодостижимыми в ближайшей перспективе.
- А как обстоит дело с другими требованиями?
- По данным Минфина России, государственный долг России в 2004 году составил 23,6 процента ВВП. Таким образом, отношение величины госдолга к ВВП заметно меньше критического уровня в 60 процентов, обозначенного в маастрихтских критериях, и, по прогнозам, продолжит снижаться. Долговая политика правительства России направлена на снижение государственного долга, прежде всего путем досрочного погашения за счет средств Стабилизационного фонда наиболее дорогих для обслуживания внешних долгов.
В 2000 году дефицит консолидированного государственного бюджета сменился на профицит, и с тех пор наблюдается устойчивая тенденция к росту профицита. Однако из-за сохраняющейся сырьевой ориентации российской экономики доходы федерального бюджета в значительной степени определяются внешней конъюнктурой.
В настоящий момент критерий бюджетного дефицита не представляет для России проблему. Однако нельзя уверенно утверждать, что в долгосрочной перспективе ситуация не изменится, поскольку она во многом обусловлена удачным стечением внешних факторов.
Теперь про долгосрочную процентную ставку. Ее значение в среднем в зоне евро в 2005 году составило 3,42 процента, в 2004-м - 4,12, в 2003-м - 2,12 процента. Если в качестве аналогичного показателя для России рассматривать долгосрочную ставку рынка государственных ценных бумаг, то она составляла в минувшем году 6-7 процентов. Различие показателей для России и зоны евро составляет, таким образом, около 3,5 процента, тогда как допускается 2.
- Значит, в принципе можем. А какой первый шаг надо сделать для этого?
- Чтобы ввести евро вместо национальной денежной единицы, все новые участники ЕС как минимум два года обязаны применять так называемый "Механизм регулирования валютных курсов". В этот период национальная валюта страны должна быть привязана к евро, причем в соответствии с этим требованием в течение двух лет курс национальной денежной единицы по отношению к евро не должен отклоняться больше чем на 15 процентов.
Россия, естественно, не находится в данный момент в рамках этого механизма, но имеет смысл все же посмотреть на колебания курса рубля к евро. По нашим расчетам, отклонения курсов от среднего за этот период составили не более 5 процентов.
Таким образом, по целому ряду показателей Россия удовлетворяет маастрихтским критериям сближения. Реальную проблему представляет лишь высокий темп инфляции.