В Воронеже земельные полномочия перейдут областной администрации

Не все знают, что столица Черноземья, миллионный Воронеж, вот уже около двух десятилетий живет без определенных границ. Никто, в том числе муниципалитеты, толком не скажут, где кончается территория города и начинаются сельские поселения. В судебных спорах и бореньях определяли свой статус жители пригородного поселка Краснолесного, а административная принадлежность Малышево, Борового, Сомово и некоторых других пригородов до сих пор юридически не закреплена. Внести разграничения, столь необходимые для осуществления местного самоуправления и определения прав муниципалитетов на недвижимость, прежде всего на землю, мог бы обновленный генеральный план Воронежа, но он пока только в проекте и неизвестно, когда будет утвержден.

Характерный случай: недавно мэрия Воронежа обращалась в территориальную службу Федерального агентства по управлению федеральным имуществом с просьбой передать в муниципальную собственность леса, расположенные в черте города. Руководитель службы Эльхан Микаилов ответил, что прежде следовало бы знать, где проходит эта самая черта. Против передачи пригородных лесов из государственной собственности в городскую выступили и местные представители минприроды, но уже по другим соображениям: рукотворные леса в предместьях Воронежа имеют исключительно природоохранное значение. Это благодаря посадкам в свое время удалось остановить наступавшие на город зыбучие пески.

Есть основания опасаться, что, попав в распоряжение мэрии, пригородные леса могут разделить судьбу большинства воронежских парков и скверов - их распродадут по частям и затем вырубят под коттеджные застройки.

Пророчества эти вовсе небеспочвенны. В прошлом году органами прокуратуры Воронежской области выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере землепользования, градостроительства и экологии. Мэр Воронежа Борис Скрынников признал, что "из ста выделенных в городе земельных участков лишь в десяти все в порядке с документами, а в девяноста случаях - несоблюдение законов, а то и вообще самозахват". В Воронеже, по словам руководителя областного управления Роспотребнадзора Михаила Чубирко, "царит строительный хаос, какого нет ни в одном городе России". Богатая клиентура заказывает для своих коттеджей видовые и природоохранные места, а располагающие правами согласований и утверждений чиновники охотно идут им навстречу. В массовом масштабе нарушаются строительные, санитарные, архитектурные нормы, опасным перегрузкам подвергаются системы жизнеобеспечения. В результате многие жилые районы города задыхаются от дефицита воды и тепла.

Еще одним аргументом в пользу новоиспеченного закона послужило обвинение городских властей в бюрократической волоките. По словам начальника областного управления Госимущества Игоря Паринова, в мэрии уже много месяцев лежат без движения заявки областной администрации на оформление прав на землю, что же, мол, тогда говорить о рядовых гражданах. Неудивительно, что закон активно лоббировали депутаты - руководители местных строительных фирм.

Откорректированный 7 апреля Земельный кодекс РФ разрешает субъектам Федерации оставлять за собой право распоряжаться землей в региональных столицах. Вот этим правом и поспешили воспользоваться областные власти не только в Воронеже, но и в некоторых других областях, например в Челябинской. Но решит ли эти проблемы передача функций распорядителя наиболее лакомыми земельными участками, приносящими значительный доход в бюджет, этажом власти выше?

Председатель комитета по земельным отношениям мэрии Борис Супренок называет принятое решение "политическим", "совершенным в интересах определенных коммерческих структур" и прогнозирует полный ступор в работе с выделением земли на время передачи базы данных и управленческих функций на областной уровень. Власти города намерены опротестовать решение воронежских депутатов в суде.

Итак, передел имущественных прав, и самого главного из них - на землю, вышел в Воронеже на новый виток. Пока трудно сказать, выиграют ли от него законопослушный бизнес и рядовые жители.