Премьера фильма Алексея Балабанова "Мне не больно"

Первый показ фильма прошел на "Кинотавре", где параллельно работала фотовыставка Ренаты о том, как снималось кино.

Ни Маковецкого, ни Дюжева на премьере не было. Первый на съемках "Игроков" Павла Чухрая под Питером, второй - на гастролях в Лондоне. Рената на показ пришла в черном расклешенном платье и в черных очках.

Когда стало известно, что два приза "Кинотавра" получили актеры, исполнившие две главные роли в фильме "Мне не больно" - Рената Литвинова и Александр Яценко, - я тут же позвонила в Сочи.

- Улетаем, - сказал усталым голосом Алексей Рыбников, организовывавший встречи журналистов с артистами, - отправляем съемочную группу в Москву.

- Как отпраздновали закрытие кинофестиваля?...

- После закрытия гуляли всю ночь на пляже. Все-таки просмотрели 130 фильмов да еще работал кинорынок. В Сочи сейчас плюс 33. Жарко...

- Вы организовывали интервью со звездами. К кому больше всего выстроилось журналистов?

- Ренате не давали шагу шагнуть. Она даже не смогла купить шляпу. Алексей Балабанов от интервью уклонялся - он запомнил, как вначале хвалили его фильм "Жмурки", а потом стали ругать, и теперь боится, что и этот фильм начнут сначала хвалить, а потом ругать...

Но кто бы мог подумать, что такой жесткий и провокационный режиссер снимет мелодраму "без зверств и без уродов", как заметил один кинокритик, да еще под винтажные песни Вадима Самойлова из "Агаты Кристи" - "Позови меня, небо..."

Сюжет

"Трое друзей стоят на пороге шикарного дома в центре большого города. Они молоды, полны сил и энергии, у них есть талант, сноровка, жажда жизни - в общем, все, кроме одного -денег. Впрочем, за этим они сюда и пришли - предложить услуги дизайнера хозяйке дома Натэлле Антоновне, которую играет Рената Литвинова. Она тоже молода, но кажется жизнь ей уже успела наскучить. К тому же она больна раком... По крайней мере, так было до встречи с Мишей (Александр Яценко). Он помог ей снова влюбиться в жизнь, а она нашла ему и его друзьям интересную работу. Богатые клиенты, дорогие обеды, огромные гонорары".

Съемки проходили в Санкт-Петербурге в Мухинском училище, где устраивалась сцена светской вечеринки, на которую попадают главные герои картины Миша и Тата. Вот мысли Ренаты о роли.

"Меня заинтересовал этот проект в первую очередь из-за имени режиссера, - рассказывала Рената. - Балабанов один из самых замечательных режиссеров на нашем пространстве. Если бы не он и продюсер Сергей Сельянов, я бы, конечно, не углубляла свой актерский путь. Не люблю быть актрисой. Когда сейчас у меня берут интервью по поводу этой картины, то начинают разговор словами: "Рената, это ваш второй фильм с Балабановым, ведь были еще "Жмурки". Смешно. Все так серьезно относятся к моей роли в "Жмурках", а я там появлялась всего секунды на четыре, это была такая дружеская поддержка с моей стороны. Мне кажется, он захотел сделать что-то новое. Не циничное. Не брутальное. Совсем на себя непохожее.

Это очень простая история. Это просто история о любви, очень нетипичная для Балабанова - человека, который снимал "Брата", "Войну". Очень грустная. Пронзительная".

Ренате за сорок, в фильме она сыграла 27-летнюю героиню, которую мужчина сделал главным персонажем фильма.

"Я вообще не считаю себя актрисой, - кокетничает Рената, - это все благодаря Леше... Балабанов мне придумал необычный грим. Рыжий парик, тонкие брови, которых почти нет... Он меня исказил в сторону какой-то своей мечты".

О любви

"Моя героиня находится в таком состоянии, что любит в последний раз. Я всегда играю любовь во всех своих фильмах... если человек родился, был послан в эту оболочку, прожил жизнь и ни разу не полюбил, то значит, его жизнь прошла бесследно. Любовь она не страсть, а зависимость быть только в поле любимого взгляда, в поле любимого дыхания. В поле свечения и излучения любимого тела. Любовь - самое магическое, что есть в кино".

Но когда Рената только начинала работать в кино, она писала сценарии о нелюбви...

Она не ценила жизнь. С мамой она не жила, снимала квартиру, писала свои сценарии, ходила на тусовки, но ее всячески обманывали. Однажды она пришла к итальянской продюсерше договариваться насчет денег за сценарий. Продюсерша легла на диван и громко застонала. "Зачем вы ее расстраиваете? - скрипучим голосом произнесла переводчица. - Это же последняя жена Роберто Росселлини". Это был талантливый аргумент, и Рената больше к ней не приходила.

Она завивала локоны под Любовь Орлову и Марлен Дитрих, восхищалась Мадонной, которая сделала себя сама.

- Откуда берутся сценарии?

- Спросите что-нибудь полегче. У меня, конечно, выходят женские истории. С мужчинами уже ничего не заваришь... Да теперь мир будут спасать женщины...

"... о любви хорошее кино может снять только человек, который любил. А любить можно раз. Два..."

Об образе "а-ля Сухоруков"

"Мы очень долго искали грим и долго подбирали костюмы. Но что бы на меня ни надевали и что ни делали с моей прической - все смотрелось очень стильно, пока на меня не примерили парик Сухорукова из "Жмурок".

- Рената, вы такая состоявшаяся, благополучная, а какие кошмары вам сняться?

- Моя бабушка часто приходит ко мне во сне поговорить. А мне все некогда. Я говорю, что поговорим потом... У нее молодой голос, и она сказала мне, что там так и не встретила дедушку...

- У вас есть друзья?

- Я сторонник длинных дистанций в отношениях с людьми.

- Но с Никитой Михалковым вы уже снялись в двух фильмах....

- Он очень большой артист. Очень профессиональный. Очень точный. С ним легко работать.

Однажды на открытии своей фотовыставки она мне записала в блокнот " С БОГОМ! РЕНАТА" и сказала, что это самый легкий путь, если в тебе побеждает только зло.

Сейчас Рената снимается в фильме Киры Муратовой. Когда-то Кира изменила ее амплуа, и из сценаристки сделала ее актрисой. Так что нынешний приз за актерское мастерство не только принадлежит Ренате, но и Кире Муратовой, которая по словам Ренаты видит и шагает далеко.

   Отзывы о фильме

 Александр Яценко (ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ МИШИ), ПРИЗЕР "КИНОТАВРА":

- История Таты и Миши начинается как шутка. Но потом он видит, что действительно нужен ей. Видит и отвечает.

Сергей Маковецкий (ИСПОЛНИТЕЛЬ РОЛИ ДОКТОРА):

- Балабанов уникальный режиссер. Мы знаем его по "Замку", "Трофиму" - обожаю этот фильм; были еще картины "Про уродов и людей", "Брат" и "Брат-2", "Война"... На этот раз сценарий написал не Алексей, хотя обычно Балабанов снимает только по своим сценариям. Замысел "Про уродов и людей", например, родился у него тогда, когда он просматривал фотографии начала XX века, "Брата" он снял, увидев Сергея Бодрова... А вот "Жмурки" и "Мне не больно" он снимал по чужим сценариям. Что-то, значит, задело Лешу в сценарии Валерия Мнацаканова, раз он решил снимать эту картину. Мне очень нравится название фильма - "Мне не больно". Бывает такой период в жизни, такой момент прожитого - прожитой боли, сильной боли, когда наступает такое состояние и ты себе говоришь: "Мне не больно..." Ты побеждаешь самого себя, свои переживания, свою боль... Это, наверное, высшая степень свободы...

На самом деле в этом фильме всем больно...

Дмитрий Дюжев:

- Леша ставил актерам очень интересную задачу - ничего не играть. Балабанов вообще любит такой жанр игры, когда человек ничего не играет. Был такой интересный момент на съемках. Снимали сцену, как наши герои проходят через двор и входят в подъезд. Начали снимать, и вдруг Леша кричит: "Стоп! Что вы там наигрываете?" Мы говорим: "Леш, мы просто идем!" Начали снова, Леша опять кричит: "Так что происходит? Зачем вы играете? Вы можете просто идти?" Еще через дубль я вдруг понял такую интересную вещь - когда артисту говорят, ничего не играй, он начинает играть, что ничего не играет. Ты идешь к этому подъезду, сосредоточившись на мысли о том, чтобы не думать о роли и ничего не играть. Ты не замечаешь, какое в этот момент небо, как уютно светится окно на втором этаже...

Никита Михалков:

- В какой-то степени этот персонаж - герой нашего времени - человек, который оказался у нефтяной трубы, но в отличие от распространенного мнения об этих людях он не бандит, не грабитель, не убийца. Он человек, который искал и, как ему показалось, нашел тихое и благодарное существо - женщину, с которой у него нет никаких личных и интимных отношений. Он наслаждается тем, что он ее спас, выпестовал ее и хочет только одного - чтобы она была рядом. И, наверное, в основе этого все-таки лежит любовь.

Рената - это субстанция. Она сумела добиться того, что то, какая она есть, воспринимается уже как ее образ, который кочует из одного фильма в другой... Здесь она играет нечто ртутное, самобытное, как и все, что делает Рената. Это птичка в золотой клетке, которой захотелось из этой клетки вылететь, даже несмотря на то, что это грозит ей жизнью. Сама жизнь как таковая манит ее к себе... У нее все было, но она захотела большего. Но возможно, когда она потеряет возможность жить рядом с этим миром и не прикасаться к нему, она будет жалеть об утраченном. Хотя этот мир бурлит, манит и в итоге засасывает ее.

Эхо "Кинотавра"

Вчера на экраны страны вышел фильм "Точка" - тоже участник "Кинотавра".(Режиссер-постановщик - Юрий Мороз).

Эта история трех молодых девушек, работающих на "точке". Каждая отчаянно цепляется за надежду на "нормальную жизнь".

А дебютный фильм сценариста и драматурга Авдотьи Смирновой "Связь", представленный в конкурсе "Кинотавра", получил награду за лучший дебют. Фильм выходит в прокат на российские экраны 29 июня.

Это кино о второй любви, которая в отличие от первой всегда приходит не вовремя.

Подготовлено по материалам СТВ Film Company.