Директору Экспоцентра исполняется 70 лет

В выставочном деле "мертвый штиль" всегда приходился на лето. Жара, время отпусков, снижение активности деловой жизни - все это, как правило, заставляло выставочные центры тоже свертывать работу, чтобы в тишине и безлюдье готовиться к осенне-зимнему "буму". Однако последние годы демонстрируют стойкое исключение из этого правила.

Достаточно заглянуть в летний полдень в павильоны Экспоцентра на Красной Пресне, чтобы стало ясно - жизнь здесь по-прежнему кипит: в павильонах идут выставки, в конференц-залах продолжаются семинары и дискуссии, в переговорных комнатах ведут беседы серьезные бизнесмены. Удивляться тут, впрочем, нечему: Экспоцентр давно уже стал крупнейшим неформальным деловым центром столицы. Это и своего рода огромный многопрофильный "клуб по интересам", точка притяжения тех, кто обладает деловой хваткой и природной любознательностью, жадно впитывает все новое и готов постоянно повышать "потолок" своей профессиональной состоятельности.

Город выставок

Только факты. Сегодняшний Экспоцентр - это 125 тысяч квадратных метров выставочных площадей, 8 современных стильных павильонов (в 2007 году откроется девятый), более 90 ежегодных выставочных мероприятий. Его стенды и конференц-залы принимают в год около двух миллионов посетителей. За прошлый год в выставках, организованных в павильонах Экспоцентра, приняли участие более 16 тысяч российских компаний из всех регионов страны и 13,5 тысячи иностранных фирм. Предмет особой гордости - то, что количество российских участников год от года растет. Это лучше любых лозунгов заставляет поверить в перспективы и потенциал отечественной экономики, переживающей сейчас период подъема.

В мировой выставочной индустрии есть главный показатель, характеризующий итоги деятельности - выставочная площадь. Общая площадь экспозиций, представленных в Экспоцентре, в прошлом году превысила 604 тысячи квадратных метров.

Конкуренция обостряется, но Экспоцентр остается признанным лидером выставочной отрасли РФ. Его выставки прежде всего для профессионалов. Именно они составляют две трети всех посетителей Экспоцентра.

- Выставки обладают уникальной возможностью свести под одной крышей специалистов разных профессиональных сообществ, властных структур, бизнеса и общественности, консолидировать их усилия, - говорит генеральный директор Экспоцентра Владислав Малькевич.

В Экспоцентре, помимо собственно выставок, проводятся конгрессы мирового значения и узкоспециальные семинары, научные чтения и общественные дискуссии. Частые гости Экспоцентра - первые лица России и зарубежных государств, министры, видные ученые, крупные бизнесмены и масса других VIP-персон. Участие в выставках на Красной Пресне - это престижно, и потому многие фирмы заблаговременно вносят это в свой бизнес-план, а специалисты-посетители - в график обязательных мероприятий года.

Ничего удивительного общественность и профессиональное сообщество не нашли в том, что недавно Экспоцентр стал лауреатом престижного Общественного конкурса "Лидеры экономики России", целью которого является поощрение российских предприятий, успешно выполняющих президентскую и правительственную программу "удвоения ВВП". Удостоен Экспоцентр и звания лауреата Национальной премии "Золотой Меркурий" за вклад в формирование позитивного имиджа России.

Из 49 российских выставок, отмеченных знаком UFI (аналог "знака качества" в этом виде бизнеса) 16 принадлежит детищам Экспоцентра. Причем говорить о "наследии советских времен" в данном случае нельзя - большинство из них получило свой титул в последние годы, то есть заслужило его в тяжелой и бескомпромиссной конкурентной борьбе в условиях рынка.

Конкуренция как двигатель прогресса

Успех никогда не приходит случайно. Особенно в выставочном деле, где посетители имеют возможность широкого выбора. Экспоцентр за свою многолетнюю историю успел накопить огромный опыт, однако его нынешний взлет - следствие продуманной стратегии.

- Монополистом быть, наверное, хорошо, - говорит генеральный директор Экспоцентра Владислав Малькевич. - Но скучно, хотя и прибыльно. И на самом деле непродуктивно. Прелесть конкуренции в том, что она подстегивает нас, не дает стоять на месте, требует постоянного совершенствования, неожиданных решений и нетрадиционных технологий.

За последние годы мы многое поменяли в установленном много лет назад формате выставок, опробовали массу новых форм общения экспонентов с посетителями. Пришлось искать новую стратегию, формировать профессиональную команду менеджеров. Новизна же стратегии заключалась прежде всего в том, что мы решили отказаться от ряда выставок, некоторые, наоборот, пригласили к себе, выстроив таким образом эффективную "экспозиционную логистику".

Много внимания стали уделять интерактивным методам, игровым тренингам (например, особый эффект они дают на таких традиционных выставках, как "Мир детства", "Здравоохранение" и др.). Мы освободились от ненужных посредников, стали работать с фирмами-экспонентами напрямую - и это сразу дало отдачу, причем не только финансовую. Участие в выставках стало обходиться экспонентам дешевле. Это серьезный аргумент в нашу пользу. Но не менее важно, что в результате выросло доверие к нам как к организаторам столь масштабных мероприятий, наш бизнес стал прозрачным, предсказуемым и привлекательным для нынешних и потенциальных партнеров.

Серьезные изменения претерпели сами принципы работы выставок. В Экспоцентре сейчас расширена деловая программа экспозиций, введен "салонный" принцип их построения, действуют целевые программы привлечения экспонентов из определенных регионов или сфер бизнеса. Еще одна новация - корпоративные мероприятия, проводимые на площадках Экспоцентра в межвыставочный период, самым заметным из которых стал недавний "Международный саммит лидеров управления", двухдневная конференция с участием Билла Клинтона (с помощью телемоста), Гельмута Коля (лично приехавшего в Россию), ведущих мировых экспертов-финансистов и глав крупных мировых корпораций.

На сегодняшний день участие в выставках Экспоцентра - показатель высокого статуса фирмы или организации, серьезная "стартовая заявка". Для российских компаний это также фактор оценки зрелости корпоративного управления, который позволяет понять, насколько готовы наши товары и услуги к сертификации в соответствии с международными стандартами. Именно на выставке, где товар показывают лицом и все до предела конкретно и наглядно, происходит взаимообмен идеями, информацией, формирование "социального заказа" бизнесу со стороны государства и общества.

Трамплин для производителя

Экспоцентр находится в складывающемся на глазах новом центре столицы. Такое положение обязывает. Международный статус выставочного комплекса всегда был высок. Экспоцентр - член престижных международных профильных сообществ, в 2006 году он вступил в Международную ассоциацию конгрессных центров, объединяющую представителей 49 стран мира. Но все это не затмевает того очевидного факта, что служит Экспоцентр самым что ни на есть патриотическим целям - продвигает отечественных производителей на рынке, позволяет им в полный голос заявить о себе, встать на ноги и сделать первые по-настоящему уверенные шаги. Свидетельство тому - все более активное участие российских компаний в таких престижных традиционных выставках, как "Продэкспо", "Консумэкспо", "Связь-Экспокомм", "Агропродмаш", "Химия", "Металлообработка", "Здравоохранение", "Реклама", "Мир детства" и др.

"Выставки - прекрасный индикатор состояния рынка в целом, - констатирует гендиректор Экспоцентра Владислав Малькевич. - Например, по тому, как строится экспозиция "Продэкспо", эксперты всегда оценивают общую ситуацию в АПК. Сейчас, по данным минсельхоза, треть необходимого продовольствия мы закупаем за рубежом. Однако в условиях жесткой конкуренции разрыв между отечественными и иностранными производителями постепенно сокращается, наши компании активно выходят на международную арену. Выставка для них - хороший "трамплин".

Кроме того, Экспоцентр проводит выставки не только на собственных площадках, но и берет на себя их организацию в рамках крупных мировых выставочных форумов - за прошедшие два года таких было целых 29, посетителями стали около 8 миллионов человек. Растет и количество "дочерних" выставочных площадок в российских регионах. Так, опытом и советами сотрудников центра на Красной Пресне воспользовались создатели выставочных комплексов в Белгороде, Саранске и других городах. Специалисты Экспоцентра находятся в постоянном контакте с региональными торгово-промышленными палатами, встречаются с предпринимателями на местах.

- Нам удалось достойно представить Россию на "ЭКСПО-2005", - говорит Владислав Малькевич. - Российский павильон в японском городе Нагоя стал одним из самых посещаемых и интересных, по рейтингу он вошел в пятерку лучших на этом престижнейшем международном форуме. Мы "выложились" на все сто процентов, чтобы помочь миллионам людей прикоснуться к нашей стране, почувствовать и осознать ее огромные возможности. Кроме того, Экспоцентр стал инициатором и устроителем 72-го Конгресса UFI, когда в Москву съехались ведущие эксперты и практики мирового выставочного дела. Надеюсь, что итоги этого масштабного мероприятия позволят российскому экспо-бизнесу быстрее и эффективнее интегрироваться в мировое выставочное пространство.

Особое внимание уделяется выставкам, способствующим осуществлению четырех национальных проектов, провозглашенных в стране в качестве приоритетов государственной политики. По сути именно эти экспозиции и их деловая программа позволяют наладить диалог тех, кто призван руководить осуществлением нацпроектов, с теми, для кого они предназначены, помогают преодолеть одно из главных препятствий на пути госприоритетов - недостаток информации о них. Трудно переоценить и роль таких профильных выставок в продвижении инновационных технологий и методов, в которых столь остро нуждается отечественная экономика.

Фактор личности

Гендиректор ЦВК Экспоцентр Владислав Малькевич.И все-таки успех любого дела в конечном итоге зависит не от конъюнктуры рынка, не от объективных обстоятельств, а от тех личностей, которые за него берутся. Престиж и новая роль Экспоцентра - заслуга его генерального директора Владислава Малькевича, который возглавляет знаменитый выставочный центр с 2002 года.

30 июня Владиславу Малькевичу исполняется 70 лет. В день юбилея он наверняка услышит в свой адрес немало хвалебных слов, каждое из которых будет абсолютно соответствовать истине. Для обновленного Экспоцентра этот человек стал идеальным руководителем, сочетающим в своем стиле работы основательность главы крупной корпорации с энергией и быстротой реакции бизнесмена, умением брать на себя персональную ответственность со ставкой на коллективный интеллект и силу спаянной команды единомышленников. Сплав таких качеств не случаен, ведь Владислав Малькевич прошел закалку в оборонной промышленности. В послужном списке В.Л. Малькевича также работа в Министерстве внешней торговли СССР на разных должностях вплоть до заместителя министра, в Торгово-промышленной палате СССР на посту председателя президиума, в Федеральной службе по валютному и экспертному контролю, которую он возглавлял в правительстве Е.М. Примакова.

Но не последнюю роль играет и умение Владислава Малькевича точно и четко улавливать "запросы нового времени", немедленно на них реагировать. Под его руководством Экспоцентр спокойно, уверенно и неуклонно наращивает свой потенциал, работая на благо всей российской экономики.

"Российская газета" присоединяется к поздравлениям и желает юбиляру исполнения всех его масштабных замыслов, крепкого здоровья и новых свершений.

Из первых уст

Меркушкин Николай Иванович, глава Республики Мордовия:

- Владислав Леонидович Малькевич относится к категории людей, чья судьба неразрывно связана с решением задач государственной важности, укреплением внешних торговых связей Советского Союза, становлением и развитием внешнеэкономической деятельности новой постиндустриальной России.

Опыт Владислава Леонидовича и его талант руководителя оказали заметное влияние на развитие внешней торговли, системы торгово-промышленных палат и выставочно-ярмарочной деятельности России.

Руководители и промышленники страны высоко ценят постоянное стремление В.Л. Малькевича к совершенствованию, новаторский подход в решении задач по интеграции российской и в том числе мордовской промышленности в мировую экономику.

С чувством глубокого удовлетворения хочу отметить, что на протяжении нашего многолетнего сотрудничества я всегда ощущал высокий профессионализм Владислава Леонидовича и готовность оказать помощь в развитии инфраструктуры выставочно-ярмарочной деятельности Мордовии.

Трудолюбие, ответственность, требовательность к себе и окружающим, открытость и чуткость - эти замечательные черты характера помогали и впредь будут помогать В.Л. Малькевичу в реализации новых проектов, направленных на социально-экономическое развитие и процветание России.

Поздравляю Владислава Леонидовича Малькевича с юбилеем! Желаю ему крепкого здоровья, новых творческих успехов, счастья и благополучия.