Российская газета| Дмитрий Анатольевич, чем вызвано создание комиссии такого высокого уровня?
Дмитрий Медведев| Во всем мире телерадиовещание находится на этапе перехода на цифровые методы доставки программ. По сути это технологическая революция в отрасли, даже более значимая, чем переход от черно-белого к цветному телевидению.
Первым шагом в этом направлении стало распоряжение правительства от 25 мая 2004 г. N 706р, в котором признано целесообразным внедрение в России европейской системы цифрового телевизионного вещания DVB. Вначале казалось, что проблема "цифровизации" телерадиовещания чисто техническая. Однако по мере перехода к практическим шагам в этом направлении стали очевидными и социально-политические аспекты проблемы. Переход с аналогового на цифровое вещание затронет интересы всех россиян. Нам необходимо сохранить единое информационное пространство и обеспечить всем без исключения гражданам нашей большой страны конституционное право на получение информации. Кроме того, в процесс "цифровизации" включено огромное количество министерств, ведомств и отдельных предприятий. Это и телерадиовещательные компании, и операторы cвязи, обеспечивающие распространение телепрограмм, это и промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие оборудование для телерадиовещания, наконец, это и силовые ведомства, использующие часть радиочастотного ресурса, выделенного для целей телерадиовещания. Таким образом, проблема перехода на цифровое радиовещание стала межведомственной, и возникли такого уровня сложности, что необходим координирующий правительственный орган.
РГ| Вероятно, уже намечены основные вопросы, которые будет рассматривать комиссия?
Медведев| Комиссия займется в первую очередь определением приоритетов в реализации основных направлений развития телерадиовещания с учетом экономических возможностей государства. Также мы будем координировать деятельность министерств и ведомств по обеспечению сохранения единого информационного пространства, развитию производства телерадиопрограмм и инфраструктуры для их распространения.
К настоящему моменту подготовлено несколько вариантов подходов к концепции и развитию телерадиовещания с учетом перехода на цифровые технологии. Интересные предложения выдвигают общественные организации. Комиссия в связи с этим займется организацией межведомственной экспертизы программ развития телерадиовещания, а также подготовкой предложений по вопросам совершенствования законодательства в области телерадиовещания. Отдельного рассмотрения и внимания требует вопрос обеспечения малоимущих слоев населения необходимым оборудованием для приема телевизионных и радиоканалов. Как я уже говорил, все россияне должны иметь равный доступ к информации. Тем более нельзя забывать, что сеть телерадиовещания выполняет и такие государственные функции, как, например, оповещение населения в чрезвычайных ситуациях.
РГ| Намечены ли сроки и этапы перехода на "цифру", когда предлагается полностью прекратить аналоговое вещание в нашей стране?
Это технологическая революция в отрасли, даже более значимая, чем переход от черно-белого кино к цветному телевидению
Медведев| В проектах концепции развития телерадиовещания предлагаются различные этапы и сроки перехода на "цифру", в частности, полное прекращение аналогового вещания в 2011-2015 гг.
Учитывая территориальные и социально-экономические особенности нашей страны, устанавливать сегодня сроки полного перехода на цифровое вещание было бы не совсем правильно.
Показателен пример Великобритании, которая одна из первых серьезно занялась проблемой "цифровизации". Предполагалось полное прекращение аналогового телевизионного вещания в 2008 г. Однако недавно это решение пересмотрено, и сроки отодвинуты на несколько лет вперед.
Не менее важно начать своевременную работу по выдаче лицензий на цифровое вещание, а также определить дату окончания выдачи лицензий на аналоговое телевизионное вещание таким образом, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон.
РГ| Тут возникает ряд социальных вопросов. В частности, не будут ли ущемлены права телезрителей при переходе на "цифру"? Уже сейчас во многих городах смотрят до 10-15 программ. Сохранится ли эта возможность при переходе к цифровому вещанию или телезритель должен будет платить за просмотр этих программ?
Медведев| Главный акцент при переходе на цифровое телерадиовещание должен быть сделан на проблеме улучшения качества телевизионных услуг. Ни в коем случае нельзя допустить ситуации, при которой на этапе перехода к цифровому вещанию доступ наших граждан к телевизионным программам будет сокращен, например, за счет введения абонентской платы. Чтобы этого избежать, думаю, необходимо решение, по которому в переходный период существующие сегодня в каждом регионе и населенном пункте каналы будут доступны населению без увеличения действующей платы за пользование коллективной антенной или кабельной сетью.
Одна из основных задач при создании системы цифрового телерадиовещания - определение на государственном уровне состава пакета программ свободного доступа или так называемого "социального" пакета, доставка которого каждому гражданину гарантируется государством без какой-либо абонентской платы за просмотр этих программ.
Состав пакета программ свободного доступа сейчас обсуждается как в заинтересованных министерствах и ведомствах, так и широкой общественностью, в частности, в рамках Общественной палаты, Национальной ассоциации телерадиовещателей (НАТ). Определение принципов формирования этого пакета программ является неотложной задачей комиссии. При решении этой задачи, безусловно, надо учитывать сложившийся рынок телевизионного вещания.
Наконец, проблема обеспечения наших граждан приставками к аналоговым телевизорам, позволяющим принимать программы в цифровом виде. Очевидно, что государство обязано вложить достаточно большие средства в обеспечение населения этими приставками, во всяком случае малообеспеченные слои населения должны получить их бесплатно.
РГ| Конкуренция на рынке телерадиовещания достаточно острая, и уже сейчас мы видим, что зарубежные компании активно внедряются на наш рынок. Вместе с тем при переходе на цифровое вещание некоторые предлагают отказаться от существующего порядка лицензирования. А в Законе "О средствах массовой информации" ограничения для иностранных юридических лиц и российских юридических лиц с иностранным участием распространяются только на учреждение организаций телевидения, осуществляющих вещание в половине и более субъектов Российской Федерации. Не приведет ли это к тому, что на региональном уровне весь частотный ресурс для цифрового телерадиовещания будет захвачен иностранными компаниями, имеющими большие финансовые возможности?
Медведев| Защита интересов национальных телерадиовещателей с помощью различных законодательных мер принята во всех развитых странах мира. Мы не можем допустить, чтобы на региональном уровне местные компании были вытеснены иностранными. Будут внесены соответствующие поправки в законодательство, обеспечивающие сохранение национального информационно-культурного пространства на всей территории страны.
РГ| В настоящее время вопросы, регламентирующие деятельность в сфере телерадиовещания, отражены в Законе "О средствах массовой информации", а вопросы, регламентирующие деятельность операторов связи по распространению телерадиопрограмм, отражены в Законе "О связи". Вероятно, требуется корректировка этих законов?
Медведев| Оба закона РФ, регламентирующие деятельность в области телерадиовещания, в основном соответствуют требованиям этапа перехода на цифровые технологии. Конечно, есть ряд моментов, которые не были учтены при их разработке, но коренного изменения не требуется. Нужно лишь доработать ряд статей, которые учитывали бы новые реалии интенсивно развивающейся отрасли телерадиовещания.