Иштван Сабо: Кинофестивали нужны не режиссерам, а зрителям

Сказать нечто принципиально новое действительно непросто, когда за плечами около двадцати фильмов. Среди них автобиографические картины 60-х - "Пора мечтаний", "Отец", "Фильм о любви"; "немецкая" трилогия 80-х - "Мефисто" (премия "Оскар"), "Полковник Редль" и "Хануссен"; "Мнение сторон" (2001) - драма творческой личности, оказавшейся между молотом и наковальней двух политических режимов; недавня, удивившая многих поклонников Сабо экранизация романа Моэма "Театр" с Аннет Беннинг в главной роли.

Картина "Родственники" появилась после того, как кто-то из друзей посоветовал Иштвану Сабо перечитать одноименный роман из школьной программы. Оказалось, книга, написанная Морицем Жигмунтом более семидесяти лет назад, удивительно созвучна современности.

Пишта Копьяс (Шандор Чанный) - обычный человек, попавший во властные структуры, воспринял свой карьерный взлет как подарок судьбы. Став генеральным прокурором провинциального города и получив возможность контролировать всю его финансовую и административную жизнь, Пишта хочет быть честным, но при этом продвигаться по служебной лестнице. Он желает быть хорошим для всех. Но возможно ли это?

Герой разрывается между совестью и соблазнами. Голос совести слаб и одинок: от его имени говорит лишь жена Пишты - Лина (ее сыграла одна из лучших венгерских актрис Ильдико Тот). Хор соблазнов куда многоголосее и мощнее: близкие родственники, которые требуют помощи, родственники дальние, вмиг обнаружившие себя, едва Пишта стал прокурором. "В маленькой Венгрии все родственники", - с удивлением констатирует герой. Даже мэр (Олег Табаков) просит, нет, требует, звать его попросту - дядя Бела. Лейтмотив "семейного" хора - загадочное "Ж. В.", что позднее будет расшифровано как "Ты у меня в руках". Новоявленная семья душит в цепких объятиях, подталкивает к неизбежному: "Теперь ты с нами, давай же вместе урвем все, что только можно. Для того и власть дана".

Самый смачный городской куш - свиноферма, а свиньи - основная метафора фильма. Она отыграна и в школьном сочинении Пиштиного сынишки: "Свинина - главное богатство Венгрии. У нас в стране очень много свиней". И именно попытка сделать работу свинофермы "прозрачной" окончательно погубит героя. Там, на ферме, он и застрелится, а его труп будут равнодушно обнюхивать жирные хрюшки. Свинство непобедимо, и герою остается только покончить с собой.

Но как раз в финальном самоубийстве обозначится разница между временем, когда был написан роман "Родственники", и нынешним днем. Современный человек, попав в сети коррупции, не станет романтически кончать счеты с жизнью. Герой нашего времени встряхнется, продолжит карьеру, а там, глядишь, займет еще более высокий пост. Так что, каким бы современным и своевременным ни показался фильм "Родственники", его автор со своими традиционными представлениями о морали безнадежно устарел. Одно слово - классик.

   из первых уст

Иштван Сабо за свою долгую творческую жизнь получил столько наград, включая "пальмовые ветви", "медведей" и "оскаров", дал столько интервью, что вся эта суета ему заметно надоела. В интервью "РГ" режиссер явно хочет выдвинуть на первый план свою актрису Ильдико Тот, сыгравшую в фильме "Родственники" главную женскую роль.

Иштван Сабо | Ильдико очень скромная, она ни за что не расскажет о себе. А между тем она лучшая актриса в Венгрии.

Российская газета | Ее героиня - этический центр фильма. А главный герой, в сущности, обыкновенный человек.

Сабо | Он романтичный, наивный и, да, обыкновенный.

РГ | Я тоже обыкновенный человек. Как большинство людей, каждый день сталкиваюсь с той же проблемой - можно ли быть хорошим для всех?

Ильдико Тот | Я сейчас играю в пьесе Бертольта Брехта "Добрый человек из Сезуана", и это один из основных вопросов в спектакле. Не знаю, является ли это задачей искусства - давать ответы на такие вопросы. Каждый выплывает из этой ситуации по-своему. В этом смысле каждый является "маленьким человеком", даже если у него большая власть и большая ответственность.

Сабо | Задача искусства в том, чтобы заставить человека задуматься, чтобы он с этими мыслями ушел домой.

РГ | Но лично вы знаете ответ?

Сабо | Каждый сам находит выход из той или иной ситуации.

РГ | Один известный российский актер в телеинтервью, отвечая на вопрос, что он будет делать, если, например, придет фашистский режим, сказал: "Останусь актером и буду играть". Как вы, автор "Мефисто" и "Мнения сторон", можете прокомментировать такую позицию?

Сабо | У каждого есть определенный предел, до которого он может идти. Если человек способен остаться внутренне свободным, сохранить свою внутреннюю правду, тогда, наверное, он должен остаться в профессии.

РГ | В российском кинематографе назревают проблемы, связанные с государственными субсидиями. В Венгрии, насколько я знаю, эта проблема стоит еще острее. Как выживать в такой ситуации?

Тот | Надо поехать во Францию. (Смеется.) Там снимается двести фильмов в год, и все при государственной поддержке.

РГ| В фестивалях есть смысл? Они что-нибудь дают режиссерам, кроме наград, разумеется?

Сабо | Не режиссерам они нужны, а зрителям. Кинотеатры сейчас, как правило, ориентированы на коммерческое кино. Но существует очень много фильмов, на которые следует обратить внимание. Именно эту задачу выполняют кинофестивали. И чем больше их будет, тем больше шансов у настоящего кино дойти до зрителя. Преимущество фестивалей не в том, что они раздают призы, а в том, что они способствуют пробуждению интереса к кино как искусству.