Российский автопром разворачивается на запад
Сегодняшний автомобильный рынок России переживает время перемен. Основной характерной чертой для него остается постепенная замена "чистых" отечественных марок автомобилей иностранными моделями. Однако тут есть целый ряд вопросов.
Во-первых, необходимо четко определиться с тем, какие именно автомобили будет покупать население. Как первый вариант можно предложить вышедшие с конвейеров автосборочных предприятий марки известных мировых производителей. В данном случае на руку им играет и известность самого бренда, и тот факт, что отверточная сборка подразумевает, грубо говоря, прикручивание колес, навеску бамперов и ряд других не самых значительных операций. А в результате практически не может отрицательно повлиять на качество изготовления.
Второй вариант связан с покупкой и использованием на отечественных автозаводах уже отслуживших свое западных автомобильных "платформ". Под этим названием понимают совокупность технологических цепочек, в результате которых на одной основе выпускается сразу несколько моделей автомобиля. При этом покупка платформы - это покупка и технологий, и собственно конвейера, и другого сопутствующего оборудования.
Основной вопрос, который остается, это вопрос приоритетов. То ли делать ставку на собственное создание моделей, то ли на отверточную сборку, то ли на покупку и адаптацию к российскому рынку уже купленных платформ.
С одной стороны, собственная сборка позволяет держать высокий уровень научно-конструкторского потенциала и дает возможность трудиться множеству смежников. Но с другой стороны, отверточная сборка и сборка автомобилей на модернизированных иностранных платформах - это реальный шаг вперед, так как если для западного рынка продаваемые платформы уже являются устаревшими, то для внутреннего российского рынка они находятся практически на пике технологий для неизбалованного отечественного автолюбителя. Другой разговор, что автомобили на платформе будут недешевы, так как вряд ли заводы загорятся желанием покупать производство микролитражных автомобилей, популярных в Европе, но не являющихся пределом мечты у россиян, предпочитающих в массе своей большие многоцелевые автомобили, чтобы и пыль в глаза можно было пустить, и доски на дачу отвезти.
За каким из способов развития отечественного автопрома будущее (отверточная сборка, производство адаптированных к России автомобилей на устаревших западных платформах или конструирование собственных, исконно отечественных), покажет время. Пока стоит отметить, что в России быстрыми темпами растут лишь продажи иностранных автомобилей, собственно отечественный автопром на данный момент не предложил чего-либо столь же конкурентоспособного.
По прогнозам экспертов, которые в данном вопросе проявляют удивительную солидарность, продажа иномарок в нашей стране к 2010 году достигнет 70 процентов от общего объема продаж и составит 1,5 миллиона штук в год. К 2014 году соотношение иностранные/отечественные будет уже 80/20. Причина этого кроется, конечно, не только в качестве. Чтобы привлечь крупные инвестиции на российский рынок, работает постановление правительства, согласно которому автоконцерны, создающие производство не менее чем 25 000 машин в год, получают право ввозить компоненты беспошлинно или по низкой 3-процентной ставке. Максимальный срок действия соглашения - семь лет.
К тому, чтобы прогнозы сбылись, есть все шансы. По итогам первого квартала 2006 года, в России продано около 168 тысяч новых иномарок - на 45 тысяч больше, чем в прошлом году.