В конкурсе школ участвовало три тысячи учебных заведений, на обновление которых выделено три миллиарда рублей. Как рассказали журналистам министры образования регионов, участвовавшие в заседании МРГ, опасения скептиков, "что деньги получат не те, кому нужно, а те, у кого директор со связями", похоже, не оправдались. Так, в Подмосковье из 107 получивших деньги школ 33 оказались сельскими. Мало того, по словам министра образования Московской области Лидии Антоновой, наибольший рейтинг получила сельская школа Серпуховского района, работающая по программе социокультурного центра.
В Москве соотношение элитных и простых учебных заведений, выигравших грант, примерно пятьдесят на пятьдесят. А на Камчатке, чтобы сравнять шансы участников конкурса, деревенские и отдаленные учебные заведения выделили в отдельную группу с квотой грантов.
На кону конкурса регионов - восемь миллиардов рублей, сообщил директор департамента госполитики в образовании министерства Исаак Калина. Их планируется выделить в течение трех лет. Деньги, прямо скажем, небольшие, если учесть, что их распределят на 15-30 регионов. Субъекту-победителю достанется от 150 миллионов до одного миллиарда рублей, в зависимости от качества представленного проекта. Это столько же, сколько получил призер конкурса инновационных вузов. По какому принципу будут распределяться деньги? По тому же, который лег в основу поощрения лучших вузов. Как выразился ректор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский, обещают поддержать "не бедных или богатых, а тех, кто предлагает что-то новое".
Отбирать лучшие регионы станут по 11 критериям. Причем министр Андрей Фурсенко особо настаивал на том, чтобы в конкурсной комиссии участвовали не только чиновники, но и представители образовательного сообщества. Критерии оценки работы региона разбиты на две группы. Первая, объяснил Исаак Калина, касается оценки так называемого "регионального задела" модернизации. Эти успехи региона будут стоить 500 условных единиц. Другая, более дорогая группа критериев, принесет принимающему в соревновании региону 1500 условных единиц. По ней эксперты будут оценивать обязательства субъекта Федерации, выраженные в проекте. Так сказать, его мечту о будущем. Под пристальный взгляд экспертов попадут, к примеру, успехи региона в продвижении эксперимента по ЕГЭ, внедрение в школах инновационных технологий, гражданское участие в управлении образованием, создание системы повышения квалификации учителей, оценки качества образования и даже уровень индивидуального подхода к каждому ребенку.
Министр Андрей Фурсенко, хотя и был удовлетворен таким разнообразием подходов к тестированию регионов, все же попросил выделить главный, "ключевой" критерий отбора на грант. Посовещавшись с политиками и экономистами, а среди участников Межведомственной рабочей группы был, к примеру, руководитель Комитета по образованию и науке Николай Булаев, собрание пришло к выводу: нужно прежде всего ввести нормативное подушевое финансирование и новую систему оплаты учителей.
- Сейчас решается важнейший для образования вопрос, - сказал Андрей Фурсенко, подводя итоги обсуждения, - готовы ли регионы поставить зарплату учителей в зависимость от ученика? Если да, то деньги в этот субъект Федерации пойдут. Между тем времени у нас не так уж и много. Чтобы вписаться в бюджет следующего года, нужно принять решение в течение этой недели.