Сначала о поправках, которые не вошли в подготовленный ко второму чтению документ. За рамками законопроекта осталась поправка, включавшая в Налоговый кодекс презумпцию добросовестности налогоплательщика. Большинство парламентариев согласились с доводами минфина, что введение презумпции добросовестности нецелесообразно. Такое понятие отсутствует в законодательстве других стран, его нет в нынешней редакции Налогового кодекса. Вопрос о его включении в Налоговый кодекс возник в результате постановления Конституционного суда, и с его подачи понятие "недобросовестный налогоплательщик" вошло в судебную практику, наделав немало бед. Сейчас определение этого понятия готовит Высший арбитражный суд, и предприниматели рассчитывают, что его разъяснения снимут противоречия.
Не включена в документ, подготовленный ко второму чтению, и поправка, предусматривающая отмену права налоговых органов на подачу исков о компенсации всего полученного по сделке. Кроме того, налоговики, как и раньше, не будут платить госпошлину в случае проигрыша налоговых органов (предприниматели рассчитывали, что введение такой обязанности заставит налоговиков быть более осмотрительными). Не появится в Налоговом кодексе и поправка, касающаяся ответственности сотрудников налоговых органов за вынесение заведомо незаконного решения.
В то же время законопроект был дополнен целым рядом норм, которые позволят снять противоречия между предпринимателями и налоговиками за счет подробного описания налоговых процедур. Весь законопроект о налоговом администрировании состоит из деталей. В нем конкретизируются задачи камеральной, выездной и встречной налоговых проверок, отмечает вице-президент Общероссийской общественной организации "ОПОРА России" Александр Паперно.
Напомним некоторые основные новеллы законопроекта. Поправки устанавливают, что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех, а в исключительных случаях - до 6 месяцев. Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. По мнению юристов компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", фактически это означает, что устанавливается 6-месячный срок проверки. Основания и порядок продления должны быть установлены в законе или постановлении правительства, а не определяться самим контролирующим органом, отмечают юристы.
При этом предусматривается продление срока проверки на срок приостановления проверочных действий в отношении налогоплательщика. Общий срок приостановления налоговой проверки не может превышать шесть месяцев, но он может быть дополнительно увеличен на три месяца при определенных условиях. Таким образом, общий срок проверки составит 12-15 месяцев, подчеркивают юристы. Но даже такая длительная проверка лучше, чем бесконечная, считает Сергей Пепеляев.
В законопроекте также разрешен ряд старых споров. Так, законодательно установлено, что в случае просрочки авансовых платежей пени взыскиваются, а штрафы нет. Это решение соответствует сложившейся судебной практике. Однако не решен вопрос начисления пеней, если по итогам налогового периода налог к уплате отсутствует, отмечают эксперты.
Как положительный факт оценивается внесение в НК определенности статуса разъяснений для налоговых органов. Налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями минфина по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. До сих пор разъяснения минфина и ФНС нередко противоречили друг другу, при этом налогоплательщики не знали, чьи указания главнее.
Установлено также, что налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых на день представления соответствующей декларации превышает 100 человек, должны представлять эти документы в налоговый орган в электронном виде. По мнению экспертов, переход на электронную отчетность влечет как издержки, так и выгоды для налогоплательщиков. Отметим, что крупные налогоплательщики давно перешли на сдачу отчетности в электронном виде.
Легализуется существующая практика администрирования крупнейших налогоплательщиков специализированными межрегиональными инспекциями. Сейчас их девять: семь в Москве и две в Санкт-Петербурге. На первый взгляд ничего не меняется, специализированные инспекции наряду с инспекциями по месту нахождения крупнейших налогоплательщиков занимаются их администрированием и сейчас. Однако есть решения Верховного и Высшего арбитражного судов, которые предписывают специализированным инспекциям заниматься исключительно с учетом налогоплательщиков. Это позволяет компаниям обращаться в суд. Теперь такой возможности у них не будет. Поправки в первую часть Налогового кодекса узаконят существующую практику работы с крупнейшими налогоплательщиками.
В целом же эксперты считают, что с таким Налоговым кодексом работать можно. Для бизнеса эффект этого документа будет положительным, отмечают они, хотя уже через несколько лет потребуется вновь вносить коррективы в подготовленный закон.