Страсбургский суд работает с перегрузками

Ее организаторами стали государственно-правовое управление президента РФ совместно с Федеральной службой судебных приставов и Центром развития экономики, политики и права, Конституционный, Верховный и Высший арбитражный суды РФ, а участниками - помимо представителей этих организаций делегаты из 46 стран-участниц Совета Европы.

Многие из обсуждаемых проблем судопроизводства и защиты прав человека, как выяснилось в процессе дебатов, являются общими для ряда европейских стран. Но в России, присоединившейся десять лет назад к числу государств, следующих Конвенции, есть и свои особенности правоприменительной практики, да и те же общие проблемы пока намного острее.

В частности,  прежде всего это огромный поток индивидуальных жалоб на действия государства, поступающие из России в Европейский суд. 23 процента общего числа обращений в суд Страсбурга (более 10 тысяч в год) составляют обращения россиян - это наибольшая доля. И немалая часть их - жалобы на некачественное судопроизводство или затягивание сроков  исполнения решений.

И это при том, что 95 процентов всех обращений отсеиваются на первом этапе. Был подписан даже специальный протокол, который позволит отфильтровывать еще 25 процентов челобитных.

- Европейский суд сейчас работает с колоссальной перегрузкой. Возникла угроза принятия решений низкого качества. Происходит утрата дееспособности всей европейской правовой системы, - отметил в своем докладе советник президента РФ Вениамин Яковлев.

В свою очередь, перегруженность Европейского суда также приводит к увеличению сроков рассмотрения дел. Ввести, как предлагают некоторые,  систему предварительного отбора жалоб по их значимости означает ограничить право граждан на индивидуальные обращения в Европейский суд.  
Советник президента Российской Федерации Вениамин Яковлев внес предложение о необходимости более активного взаимодействия Европейского суда с другими структурами Совета Европы, в частности с европейским комиссаром по правам человека  и национальными уполномоченными по правам человека для выявления различных структурных ситуаций и проблем, связанных с правами человека. С широким применением досудебного регулирования возникающих конфликтов, альтернативных методов разрешения этих конфликтов путем заключения индивидуальных и групповых мировых соглашений. Это реально способствовало бы,  считает  советник президента, серьезной разгрузке Европейского суда по правам человека,  повышало бы эффективность защиты прав и свобод наших граждан.
Очень важна, по словам  генерального директора по правам человека Совета Европы Филиппа Буайо, образовательная подготовка юристов. Следовало бы более широко, на его взгляд,  вводить в курс подготовки специалистов вопросы европейской судебной практики. Он сообщил при этом, что недавно в связи с этим Совет Европы уже начал формировать для национальных систем специальную образовательную программу «Help».
Своими предложениями по созданию более оперативной системы исполнения судебных решений поделился председатель Высшего арбитражного суда РФ Антон Иванов. По его мнению, наряду с государственной исполнительной системой можно попробовать создать и частную службу судебных приставов. В некоторых европейских странах такое практикуется.
В числе предложений, активно обсуждавшихся участниками конференции, было и  предложение профессора Петербургского государственного университета Валерия Мосина об упрощении процедуры принятия окончательного решения в судах общей юрисдикции – уголовных, гражданских. Пока эффективная система принятия и обжалования решений действует лишь в российском арбитражном суде, во всех прочих – многоступенчатая.
По мнению заместителя начальника Государственно-правового управления президента Российской Федерации Сергея Пчелинцева, назрела необходимость организовать на европейском уровне конференцию и рассмотреть возможность исключения из юридической международной практики системы так называемых «двойных стандартов».