Об этом воронежский глава заявил на еженедельной планерке в городской администрации. Сама передача функций распорядителя частью городской земли этажом выше по властной вертикали определена областным законом, вступившим в силу 1 июля.
Как известно, после произведенной в апреле корректировки Земельный кодекс РФ разрешил субъектам федерации оставлять за собой юрисдикцию на землю в региональных столицах. Этим правом и поспешили воспользоваться областные власти в Воронеже, впрочем, как и в некоторых других областях РФ. В чем смысл рокировки? Как она скажется на строительном бизнесе, на рядовых жителях? Действительно ли областная администрация, взяв бразды управления наиболее лакомыми кусками городской земли в свои руки, сможет ускорить, как обещает, реализацию национального проекта "Доступное жилье", извести коррупционные отношения в данной сфере?
В мэрии, наоборот, называют принятое решение "политическим", "совершенным в интересах определенных коммерческих структур" и прогнозируют полный ступор в работе с выделением земли на время передачи базы данных и управленческих функций на областной уровень. По словам Бориса Скрынникова, передел коснется почти 90 процентов городской земли. Но это навскидку – точно и сам градоначальник не знает пределов своей территории: столица Черноземья вот уже около двух десятилетий живет без определенных границ. В судебных спорах и бореньях определяли свой статус жители пригородного поселка Краснолесного, а административная принадлежность Малышево, Борового, Сомово и некоторых других пригородов до сих юридически не закреплена. Положить конец этим спорам призван закон о городской черте Воронежа, принятый областной думой на прошлой неделе, но еще не подписанный губернатором. Черта чертой, но провести внутренние разграничения, столь необходимые для осуществления местного самоуправления и определения прав муниципалитетов на недвижимость, прежде всего на землю, невозможно без генерального плана, а он пока остается в проекте.
Отсутствие законодательной базы и создает обстановку видимого хаоса и произвола в распоряжении земельными участками в городе. В прошлом году органами прокуратуры Воронежской области выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере землепользования, градостроительства и экологии, опротестовано более 700 незаконных правовых актов, внесено около 200 представлений. Почти двести чиновных лиц по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности, около 250 заявлений направлено в суды, возбуждено 64 уголовных дела. Да и сам мэр Борис Скрынников признает, что "из ста выделенных в городе земельных участков лишь в десяти все в порядке с документами, а в девяноста случаях несоблюдение законов, а то и вообще самозахват". Богатая клиентура заказывает для своих коттеджей и многоэтажек видовые и природоохранные места, а располагающие правами согласований и утверждений чиновники охотно идут им навстречу. Их согласованными усилиями и происходит планомерное уничтожение исторического ядра города и его зеленых зон. В массовом масштабе нарушаются строительные, санитарные, архитектурные нормы, опасным перегрузкам подвергаются системы жизнеобеспечения. В результате многие жилые районы города задыхаются от дефицита воды и тепла. Неслучайно с разных трибун раздаются требования объявить в городе на какое-то время мораторий на любое строительство, чтобы провести инвентаризацию земель, создать охранные зоны для памятников истории и культуры и островов зеленых насаждений.
Основным аргументом в пользу передачи прав на распоряжение земельными участками главному управлению госимущества областной администрации (ГУГИ) послужило обвинение городских властей в бюрократической волоките. Активно лоббировавшие закон депутаты-руководители местных строительных фирм при обсуждении проекта в думе приводили факты бесконтрольной передачи прав собственности или аренды на земельные участки без выставления их на торги. Да и председатель комитета по земельным отношениям городской администрации Борис Супренок признает: за прошлый год из 1200 заключенных мэрией договоров об аренде или продаже земельных участков только 35 свершались по результатам торгов. А то, что мэрия умеет, когда захочет, работать без волокиты, показала последняя неделя перед вступлением закона в силу – за несколько дней были выданы постановления о выделении двухсот участков! "То, что откладывалось в течении нескольких лет, мы были вынуждены сделать в сжатые сроки", - удовлетворенно говорит Супренок. Молодцы, конечно, только вот признают ли законными результаты чиновничьей страды органы госрегистрации? Или завернут на оформление по новой схеме в ГУГИ?
Таким образом передел имущественных прав, и самого главного из них – на землю, вышел в Воронеже на новый виток. Раздававшиеся поначалу из мэрии угрозы судиться по этому поводу, неожиданно смолкли. Скрынников ограничился тем, что поручил подчиненным провести юридическую экспертизу закона. Впрочем, аргументы у городских властей подать на областную администрацию в суд появятся, если она допустит снижение доходов от аренды земельных участков в городской бюджет. А если разведет, подобно предшественникам, бюрократическую волокиту и вымогательства, то обессмыслит и весь маневр в глазах населения.