До сих пор в России среди банков практически не было первичных размещений акций на рынке. Скорее всего это не происходило потому, что они не были интересны иностранным инвесторам. Но теперь можно сказать, что волна IPO докатилась и до банковского сектора. Не случайно, что мы наблюдаем активное вхождение зарубежных кредитных организаций на наш рынок. То, что это так, свидетельствуют много фактов. Так, совсем недавно ЦБ получил заявку от одного из крупнейших банков в мире Токио-Мицубисибанк с просьбой разрешить открыть в России свое дочернее подразделение.
По свидетельству заместителя директора департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления деятельности кредитных организаций Елены Музыки, сейчас ЦБ активно готовится к тому, что банки начнут размещать свои акции на фондовом рынке. Проводится совместная работа с ФСФР, иностранными консультантами. И когда первый банк выйдет с IPO, все необходимые нормативные акты будут готовы. Тем более есть ряд мероприятий, которые регулятор может осуществить сам, без внесения изменений в законодательство.
В 2006 году уже принят ряд документов, которые активно обсуждаются банковским сообществом. ЦБ было предложено три изменения в существующую нормативную базу. Речь, в частности, идет о том, что кредитные организации с капиталом свыше 2,5 миллиарда рублей обязаны, во-первых, быть открытыми акционерными обществами и, во-вторых, 10 процентов их акций в обязательном порядке должны торговаться на бирже.
Мы понимаем, что для многих банков это положение выглядит весьма спорным, и далеко не все банкиры заинтересованы в таком развитии событий. И в тех предложениях, которые получил ЦБ в ответ на свою инициативу, мы поддержки не получили. Но мы готовы к дальнейшему обсуждению этого вопроса.
Два других изменения носят более либеральный характер и больше нравятся банкам. Первое новшество связано с предложением о внесении поправок в закон о рынке ценных бумаг. Согласно им нерезиденту предоставляется право быть номинальным держателем ценных бумаг. Сейчас существует весьма парадоксальная ситуация, когда резидент, являющийся, к примеру, эмитентом депозитарных расписок, в силу российского законодательства автоматически становится собственником этих депозитарных расписок из-за того, что в соответствии с законом о рынке ценных бумаг нерезидент не имеет права быть номинальным держателем. Им может быть только профучастник рынка ценных бумаг, а нерезидент им быть не может.
С точки зрения корпоративных интересов, это положение не столь болезненно. Однако с точки зрения банковского надзора у нас появляется некое лицо, которое по существу является номинальным держателем, а де-юре становится собственником. В такой ситуации трудно вести разговор о транспарентности и других требованиях по раскрытию информации к собственникам банков.
Второй законопроект уже согласован с правительством. Он связан с выравниванием допуска на российский рынок резидентов и нерезидентов. Речь идет об изменении режима по уведомительному порядку и порядку согласования. Сейчас действует система, по которой любой инвестор, приобретая акции кредитных организаций, должен получить предварительное разрешение Банка России, если он покупает свыше 20 процентов доли капитала. И уведомить надзорный орган, если покупает свыше 5 процентов. Эту планку предполагается опустить до 10 процентов для получения согласования и до 1 процента для направления уведомления. Данные нововведения заложены в стратегии развития банковского сектора, также они неоднократно обсуждались на переговорах по вхождению России в ВТО. Скорей всего эти нормативы будут приняты, несмотря на то, что не все с ними согласны. Но они соответствуют лучшей мировой практике.
Банк России предлагает отменить понятие накопительного счета, которое существует с 1996 года при формировании уставного капитала. Предполагается, что после того, как это новшество будет принято, коммерческий банк получит возможность после получения денег от инвестора разместить их там, где он пожелает. Тем самым будут снижены затраты по созданию уставного капитала. Однако до регистрации отчета по итогам выпуска расчет собственных средств эта сумма, включаться не будет до тех пор, пока капитал не зарегистрирован. И хотя многие банкиры предлагали отменить вообще регистрацию отчета, но ЦБ на данном этапе не пошел на такую радикальную меру.
Другое предложение: финансовая устойчивость для инвестора свыше 10 миллионов рублей и свыше 1 процента от уставного капитала не будет оцениваться ЦБ. Сегодня существует такой порядок: если инвестируется более 600 тысяч рублей, то ЦБ всякий раз оценивает инвестора на предмет его финансовой состоятельности. Сейчас этот порог будет поднят до 10 миллионов рублей. Есть предложение увеличить его до 30 миллионов, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем это может случиться.
Изменяется порядок предварительного согласования приобретения свыше 20 процентов собственности. ЦБ намерен сделать определенную вилку, когда инвестор, получив разрешение регулятора, сможет покупать и продавать акции в этих пределах. Сейчас, покупая каждую новую акцию, он должен получить на это разрешение.
Все эти и другие меры, которые намерен внедрить Центральный банк, должны способствовать тому, что наша банковская система станет более гибкой и прозрачной, получит дополнительные возможности для капитализации, станет активным участником фондового рынка.