Структура экспортных потоков России определяет тот факт, что в рамках отечественной внешнеэкономической деятельности стратегические приоритеты принадлежат компаниям топливно-энергетического комплекса, сектору горно-добывающей промышленности, а также производителям вооружений и ряда высоких технологий, в первую очередь в сфере космических разработок. Именно их позиции, по логике, должны будут учитываться в первую очередь.
Вместе с учетом "базовой" повестки интерес к ее дальнейшей разработке вполне естественно проявляют машиностроительный комплекс, нефтехимическая и перерабатывающая промышленность. Выбор темы борьбы с инфекционными заболеваниями непосредственно затрагивает фармацевтические компании. По мере дальнейшей интеграции РФ в мироэкономические связи с учетом остроты проблемы справедливых условий и либерализации торговли в процесс будут вовлекаться и сельскохозяйственные производители и вся товаросопровождающая цепочка, которая обслуживает сельское хозяйство.
Риски со стороны небольшой группы людей значительно дестабилизировать ситуацию в государствах "золотого миллиарда" привели к тому, что для бизнеса большую значимость имеют на первый взгляд мало связанные политические проблемы. Поэтому 77 процентов респондентов, опрошенных Ассоциацией менеджеров, заявили об интересе к возможностям и деятельности "Группы восьми" в сфере борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.
Внимательно исследуя полученные результаты, можно прийти еще и к неожиданным выводам. Третье место в рамках опроса (45,6 процента) заняла проблема охраны окружающей среды и глобального изменения климата. Проблема, безусловно, важная, но с точки зрения развития того же бизнеса все же менее значимая, нежели энергетическая безопасность или даже образование, в первую очередь, профессиональное. Значение, которое респонденты придают экологической и террористической тематикам, частично обусловлено, во-первых, высоким уровнем внимания и частотой обсуждения этих тем (то есть проблемы просто "на слуху"), а во-вторых, скорее позицией респондентов как граждан, а не как представителей делового сообщества.
Обсуждение "большой восьмеркой" энергетических проблем может помочь самой РФ провести реформирование энергетической сферы более эффективно
С тезисом о важности проблемы энергетической безопасности согласны менее половины опрошенных (40,2 процента), что, конечно же, свидетельствует об отличиях в восприятии этой тематики представителями различных секторов экономики. Другой причиной относительно низкого процента может считаться и традиционное восприятие понятия "энергетической безопасности". Известно, что энергодобывающие и энергоимпортирующие государства по-разному трактуют данное положение. Превалирует концепция определения необходимости обеспечения энергетической безопасности, в первую очередь для стран, не имеющих собственных запасов углеводородного сырья, то есть безопасности и диверсификации именно предложения.
Россия, хотя и относится к первой группе стран, тем не менее сделала выбор в пользу более тесного взаимодействия, в первую очередь со странами - импортерами энергии. В середине - конце девяностых годов прошлого столетия предпринимались достаточно активные попытки сблизиться со странами ОПЕК. Теперь же речь идет скорее об интенсивном сотрудничестве с Международным энергетическим агентством (структура в рамках ОЭСР). Тем не менее, выбрав в этом году в качестве первого приоритета тему энергетической безопасности, Россия пытается выработать общие правила игры. Именно поэтому российская сторона пытается ввести определение безопасности спроса, что без энтузиазма воспринимается западными партнерами по "большой восьмерке".
В России же распространено мнение о том, что у нас, как энергетической державы, не может возникнуть проблем с обеспеченностью энергией. Единственный угол зрения, под которым рассматривается проблема, это излишняя зависимость развития российской экономики от топливно-сырьевого экспорта. Вероятно, именно этим и объясняется невысокий уровень интереса к теме со стороны не связанных с энергетикой отраслей отечественной промышленности.
Низкая приоритетность, которую получили проблемы здравоохранения и образования (17,3 процента и 5,4 процента соответственно), может быть объяснена следующим. Явно недостаточно понимания среди работодателей непосредственной связи между качеством образования и уровнем здоровья рабочей силы и производительностью труда и прибылью предприятий. Сказывается, видимо, и отсутствие реально действующих профсоюзных организаций. Их роль зачастую ограничивается номинальными функциями.
Что касается учета интересов делового сообщества при выборе приоритетов, то здесь мнения самих предпринимателей разделились. Часть считает, что при выборе данной темы об интересах бизнеса особенно не думали, но ее значимость сама по себе уже определила важность этих вопросов.
Другие же, в первую очередь задействованные в "профильных" секторах, наоборот отметили, что официальная власть при выработке позиции находится с ними в контакте и даже разделяет озабоченности бизнеса, касающиеся деятельности на международных рынках.
Для отдельных представителей бизнеса логичность выбора энергетической тематики определяется тем, что "это единственное, чем РФ может быть интересна своим собеседникам по "восьмерке". Также отечественный бизнес полагает, что вывод этой тематики на уровень обсуждения "большой восьмерки" может помочь самой РФ провести реформирование российской энергетической сферы более эффективно.
В рамках данного приоритета бизнес выделяет несколько аспектов, на которых желательно сделать больший акцент. Это и проблема развития альтернативных источников энергии, что актуально в первую очередь для энергопотребляющих компаний. Для других компаний особенно важным является вопрос создания глобального газового рынка.
В основном существует понимание важности проблемы образования, хотя многие были удивлены подобным выбором. Со стороны бизнеса существует интерес к инвестициям в эту сферу. При сегодняшней острой ситуации с демографией проблема образования выходит на первый план при формировании стратегий развития трудового капитала. Что касается отечественного бизнеса, то на сегодняшний день каждая крупная российская компания справляется с этим сама, сама выстраивает свои системы образования и подготовки кадров, причем зачастую точек соприкосновения с государственной системой образования очень мало. Для делового сообщества, соответственно, было бы интересно повысить уровень подходов к этой проблеме с корпоративного до государственного и, возможно даже, международного.
Что же касается третьего приоритета - борьбы с инфекционными заболеваниями, то о нем либо участники опроса не вспоминали вовсе, либо сочли исключительно конъюнктурной проблемой. В первую очередь потому, что существует очень неоднозначное отношение к теме СПИДа (хотя, конечно, первой проблемой, которая имелась в виду при выборе темы, был птичий грипп). Это в первую очередь касается производства лекарств - антибиотиков второго ряда действия, которые позволяли бы бороться со СПИДом и туберкулезом. В основном эта проблема затрагивает со стороны бизнеса фармацевтические компании. Дело в том, что эти лекарства дорогие, развивающиеся страны настаивают на необходимости выпуска более дешевых аналогов, соответственно, встает проблема лицензирования. Тем не менее фармацевтические компании могли бы пойти на массовое расширение выпуска этих лекарств в том случае, если бы были гарантии стабильных закупок за счет международных или общественных, бюджетных средств.
Что же касается выбранных в качестве первоочередных для бизнеса вопросов для решения в рамках "большой восьмерки", то они скорее являются экстраполяцией своих внутригосударственных нужд на уровень международный. Слабое представление о возможностях и направлениях деятельности "Группы восьми" в рамках отечественного делового сообщества ведет к тому, что она видится в качестве инструмента решения своих местечковых проблем. Так, исключительно российская проблема снятия дискриминационных мер с российских компаний на зарубежных рынка (за необходимость поднятия этой проблемы в рамках "большой восьмерки" высказалось 68,4 процента опрошенных) не может рассматриваться по нескольким причинам. Во-первых, "восьмерка", как уже не раз было сказано, не юридически оформленная организация и не имеет мандата на рассмотрение конкретных проблем торгового характера. Поскольку Россия до сих пор не является членом ВТО, то такие вопросы могут и должны рассматриваться на двусторонних переговорах, а также в ходе взаимодействия с существующими международными экономическими интеграционными группировками.
Во-вторых, "восьмерка" представляет собой клуб глобального регулирования, а не место для продвижения интересов отдельных отраслей экономики стран-участниц. Но справедливости ради требуется отметить, что этим страдает не только отечественный бизнес.
Что касается важной для российского бизнеса проблемы привлечения иностранных инвестиций в Россию (35,8 процента), то в отношении "большой восьмерки" такие заявления имеют под собой основания только в год председательства, поскольку это дает дополнительные возможности по "рекламированию" как страны-председателя в целом, так и региона непосредственного проведения саммита.
В целом же возможности "большой восьмерки" в качестве инструмента еще большей интеграции России в мирохозяйственные связи, встраивание ее предприятий в мировые производственные цепочки и привлечение зарубежных инвесторов достаточно ограничены. С этой целью, а также для обсуждения стратегических бизнес-проектов и контрактов (31,5 процента респондентов) может использовать не сама "восьмерка", а проходящие в привязке к ней параллельные мероприятия.
Небольшой процент представителей бизнес-сообщества, заинтересованных в использованиии "большой восьмерки" для закрепления за российскими компаниями традиционных зон влияния в мире (20,6 процента), означает, что отечественные компании более не воспринимают государство как источник обеспечения конкурентных преимуществ в мире. Эта позитивная тенденция показывает, что деловое сообщество вполне адекватно воспринимает рыночные правила игры на мировом рынке и стремится опираться прежде всего на конкурентоспособность своей продукции.