Сегодня в каком-то смысле наступает кульминация реформы, а начало ее пришлось на конец 2004-го года, когда в областной администрации решили провести «инвентаризацию» чиновничьих функций. В результате ревизии пришли к выводу, что административная структура выстроена крайне неэффективно: много избыточных и дублирующих функций, а также изрядное количество отделов, у начальников которых один-два подчиненных, либо их нет вовсе. Результатом ревизии стало прошлогоднее сокращение аппарата на одну треть (примерно на 400 человек).
И вот на этой неделе был обнародован указ губернатора, где речь, в частности, идет о новой структуре областной администрации. Последняя теперь подразделяется на три – в каком-то смысле автономных – блока. Так называемый блок целеполагания – своего рода мозг системы, куда входит центр региональных реформ и институт областного законодательства. Как понятно из названия, главная задача этой структуры – заниматься выработкой стратегии развития воронежского края до 2020 года. Кстати, эта стратегия сейчас разрабатывается и, как утверждает один из ее идеологов полномочный представитель губернатора Игорь Шепелевич, в декабре этого года будет представлен на заседании правительства. Уже обозначены четыре основных целевых позиции. Во-первых, рост валового регионального продукта в 2,3 раза. Во-вторых, борьба с бедностью: число людей, получающих доходы ниже прожиточного минимума, предполагается сократить с нынешних тридцати процентов до десяти. В качестве приоритетной заявлена цель продления жизни среднестатистического жителя области с 66,1 года хотя бы до 70-ти лет. В частности, это может произойти и за счет увеличения количества дорогостоящих сердечно-сосудистых операций (известно, что от этой патологии гибнет значительная часть людей трудоспособного возраста). И, наконец, третий целевой показатель – обеспечение воронежцев доступным жильем. Здесь планируется создать условия для годового прироста объемов строительства жилья в 700 тысяч квадратных метров.
Второй блок – исполнительный, представляет собой традиционную административную структуру (управления, комитеты, отделы – по экономике, здравоохранению, спорту и т.д.), она-то как раз и призвана обеспечить достижение всех намеченных программ и задач. Как заметил Игорь Шепелевич, если раньше эти структуры работали главным образом на освоение бюджетных средств, то теперь они должны будут планировать, обосновывать, защищать и исполнять как бы два бюджета. Текущий бюджет (ремонт больниц, питание больных, зарплата медперсонала) и бюджет развития (например, внедрение в ЖКХ энергосберегающих технологий).
Наконец, последний административный блок – контрольный, который призван анализировать и инспектировать работу остальных структур. Надо сказать, что раньше все управления контролировали свою работу сами, поэтому эффективность подобных «ревизий» оставляла желать лучшего.
Ко всему прочему, сейчас в областной администрации начали разрабатывать стандарты и регламент работы чиновничества – после того, как они вступят в силу, любое «регламентное» отклонение в деятельности конкретного исполнителя (тем более, когда о таковом стало известно по жалобе гражданина) будет рассматриваться на специальной комиссии, и за рассмотрением будут следовать оргвыводы. Есть также идея создать так называемый кодекс работы воронежского чиновника, который стал бы руководством к действию не только работников обладминистрации, но и федеральных служащих, работающих на территории региона.