На Московском интернациональном мотор-шоу, которое пройдет в российской столице с 30 августа по 3 сентября, предполагается представить принципиально новый вид городского транспорта - электробус. Детище совместного белорусско-российского проекта обещает стать "гвоздем" выставки. Ведь до этого машины, работающей на электричестве, как троллейбус, но не привязанной при этом к контактной сети, еще не было. Идею ее создания воплощают в жизнь минское предприятие "Белкоммунмаш" и российский завод экспериментального машиностроения ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева.
По словам ведущего инженера-конструктора "Белкоммунмаша" Сергея Скороходова, о необходимости подобного транспортного средства для города речь шла давно. Новая машина будет не только экономичной в эксплуатации, но и лишена "минусов", характерных для автобусов и троллейбусов. Для первых - это, как известно, выхлопные газы, образующиеся в результате работы двигателя внутреннего сгорания, для вторых - жесткая "привязка" к контактной сети, из-за чего троллейбусы обладают слишком малой маневренностью, часто стоят в дорожных пробках. К тому же во многих городах контактная сеть все активнее убирается с центральных улиц. Так что электробус вполне может стать достойным преемником троллейбуса.
- Совместный проект является своеобразным дополнительным продуктом белорусско-российского космического проекта "БелКА", - говорит заместитель директора завода экспериментального машиностроения Александр Литвинов. - Создание электробуса даст возможность применять самые передовые российские космические технологии для нужд городских жителей.
Выпуск остальных комплектующих, из которых будет собираться новая машина, возложен на "Белкоммунмаш", чьи троллейбусы давно известны за пределами Беларуси. Только в прошлом году они поставлялись в Москву, Кишинев, Сербию.
Сейчас, по словам Сергея Скороходова, в производство уже отдан кузов, завершается разработка дизайна. Если опытная модель, на которой отрабатываются новые конструкторские и технические решения, окажется удачной, в ближайшие месяцы она будет поставлена на поток. Таким образом, в год минское предприятие сможет собирать около 350 машин нового поколения, четвертого по счету.
Партнеры не сомневаются в том, что электробус будет пользоваться спросом как на рынке СНГ, так и в дальнем зарубежье. Экономичность, экологичность и доступность по цене сделают его одним из самых популярных видов городского транспорта. В Беларуси, где решением Правительства предусмотрено ежегодно обновлять 10 - 15 процентов подвижного состава, уже сейчас есть на него предварительные заявки. Да и российский рынок готов хоть сегодня принять новинку.
- Москва, к примеру, сейчас очень озабочена проблемой экологически чистого транспорта для восьми экологических зон, которые планируется создать в столице, - подчеркнул Александр Литвинов. - Кроме того, в городах, где нет троллейбусного движения, но есть резервы электроэнергии для подзарядки на конечных станциях, электробус может стать лучшим вариантом городского транспортного сообщения.