Юрий Кузин родом из Львова, учился у Владимира Хотиненко, был ассистентом у Анджея Вайды. С фильмом "Левша" (о Гитлере) участвовал в Каннском кинофестивале. Композитор Андрей Петров написал для фильма о Столыпине музыку. Это последняя работа композитора для ТВ.
- Юрий, Столыпин - это ваша тема или вам ее предложили?
- Мне предложили. Я согласился и быстро включился в работу.
Фильм о человеке, которого, как мне кажется, убили по ошибке. Меня всегда привлекал умный герой, скажем, Чацкий. Но в отличие от грибоедовского мое "Горе от ума" имеет отношение к России, в которой родится умный человек, чтобы встряхнуть ее от вековой спячки, или модернизировать ее, как это сделал Столыпин.
Столыпина убил Богров - сын киевского мещанина. А Столыпин отстаивал права малых народов. Выходит: Богров ошибся. В театре, где давали "Сказку о царе Салтане", у него был выбор, стрелять в Николая или в Столыпина? Не стоит даже гадать, что произошло бы с Россией, если бы империя в тот злополучный вечер потеряла самодержца и сохранила председателя правительства. Получил ли Столыпин от преемника 20 лет покоя? Был бы Советский Союз? Была бы Беловежская Пуща?
- "Столыпин" - это фильм о роли личности в истории?
- Об истории, которую лишили такой личности. Лишили историю Человека с большой буквы.
- Почему у вас в сериале нет актеров-"звезд"?
- В российском кино, я думаю, "звезд" никогда не было и не будет. С разносчиками штампов боролся еще Станиславский. Поэтому в моем фильме главных ролей вы не увидите. Каждый персонаж - часть ансамбля.
- Вы довольны исполнителями ролей?
- Я разбил исполнителей на пары. Дуэт N 1 - Николай II и Столыпин. Персонажи связаны между собой пуповиной, как сиамские близнецы. Миша Елисеев в роли Николая II кладет краски мягко, тонкой кистью... Это актер дотошный, тонкий. Его Николай умен, хитер, честолюбив. Он не трусит, как Ромашин в "Агонии". Он - воплощение аристократизма.
- А Столыпин?
- С Олегом Клишиным было нелегко. Актер молодой, амбициозный, с большим запасом нераскрытых возможностей. Я был против его утверждения на эту роль. Я хотел, чтобы Столыпина сыграл Максим Суханов, но тот не смог.
- А второй дуэт?
- Дуэт N 2 - Азеф и Савинков, Александр Строев и Алексей Девотченко. Оба великолепные актеры. Строев блестящий актер, чуткий, тонкий, очень талантлив, чертовски обаятелен. Азефа и Савинкова скрепляет дружба, или, как говорили греки, мужской союз. Это, если хотите, Каин и Авель. Щекотливая ситуация. Азеф помогает России выстоять в борьбе с террором, и с его помощью Столыпин вытесняет террор в Старый Свет, откуда он прибыл.
- А Савинков?
- Савинков в трактовке Девотченко - человек совестливый. Он мучим сомнениями, его подмывает желание поквитаться с самим собой. Это не угрюмый и раздражительный самодур Лебедева и не холодный Панина. Савинков у Девотченко - человек чести.
Я видел Девотченко в роли Корейко в сериале, который сняла Ульяна Шилкина по книге Ильфа и Петрова. Я знаю Ульяну с 1993 года. Мы вместе учились у Владимира Хотиненко.
- Какие фильмы Хотиненко вам нравятся?
- Все. Правда, меня периодически выгоняли с курса, так как у меня недоставало денег заплатить за учебу.
- Кто в фильме художник?
- Саша Загоскин. До этого я видел три фильма, которые он ставил: "Я - Иван, ты - Абрам" Иоланды Зоберман, "Анна Карамазофф" Хамдамова и "Кукушку" Рогожкина.
- А художник по костюмам?
- Антипина Галина Андреевна. Тонкий знаток тканей и великолепная женщина. Ее дебютом в кино стал фильм "Начало" Глеба Панфилова. Такой роскоши, такого мастерства, как в ее женских костюмах 1905-1911 годов, я не встречал, пожалуй, с картин Феллини. Правда, на костюме Распутина мы едва не рассорились, Галина Андреевна упорно отстаивала толстовку из красного шелка, подпоясанную шелковым шнуром. Спорили. В итоге сошлись на сюртуке с рубахой из алого ситца.
- Что было самым сложным в монтаже "Столыпина"?
- Камера оператора Маши Соловьевой не стояла ни секунды. Что-то подобное делал Вадим Юсов у Тарковского. Сев за монтаж, я обнаружил, что панорамы, снятые нами в ритме маятника, трудно монтировать. Оставалось одно - соединять только общие, средние и крупные планы.
- Как вам удалось убедить такого выдающегося композитора, как Андрей Петров, написать музыку к сериалу?
- Его заинтересовал Столыпин. Известие о кончине Андрея Павловича застало меня врасплох. Я виделся с ним за две недели до его ухода. Мы вместе смотрели фрагменты "Столыпина", уточняли расположение музыкальных кусков в ткани картины, общались. Это гениальный мелодист, тонкий стилист. Можете представить себе удивление на лице Петрова, когда он увидел, как режиссер достает из кармана двухметровую "простыню" с темами для "Столыпина".
- Что из этого материала вошло в фильм?
- Это "тема Столыпина", "тема террора", "тема крестьянской доли" и "музыкальные фрагменты". Музыка к "Столыпину" оказалась последней крупной работой мастера, его завещанием, если хотите. И то, что оставил нам Андрей Павлович, ни с чем нельзя сравнить. Я в этом глубоко убежден.