Российская газета | Сергей, согласитесь, что физика интересует далеко не многих. У вас есть свои фирменные приемы, как влюбить учеников в свой предмет?
Сергей Стрыгин | На каждом уроке у меня есть обязательная пятиминутка: это обзор самых последних достижений мировой науки, пытаюсь объяснять очень сложные вещи по возможности "на пальцах". В общем, стараюсь удивить ребят, которых, кажется, уже ничем не удивишь. Ведь столько информации на них обрушивается каждый день. Кроме того, вместе смотрим прекрасные зарубежные научно-популярные фильмы, они производят на учеников сильное впечатление. И, конечно, "изюминка" физики - это опыты. Знаю, что некоторые ученики даже ждут, что сегодня им покажет "этот физик". Естественно, учитель должен быть немного артистом, уметь заинтриговать.
РГ | На конференции вы общались с коллегами из регионов, обменивались опытом. Что-то для себя почерпнули?
Стрыгин | Впечатление двоякое. В гостинице жил с молодыми учителями из Самары, Ульяновска и Ижевска. Они с большим интересом слушали лекции, обсуждали школьные проблемы и... удивлялись: "Везет же вам, москвичам, вы так здорово "упакованы" самой разной техникой. А вот мы не можем проводить такие увлекательные уроки: нет ни современных приборов, ни даже хороших пособий". Увы, без этого нынешнего школьника физикой не проймешь. Зато яркий, неожиданный опыт, показанный на уроке, может нередко на самых безнадежных для естественных наук учеников произвести эффект и навсегда остаться в памяти.
И все же учителя из регионов находят выход, придумывают самые разные варианты, как заинтересовать ребят своим трудным предметом. Их рассказы на конференции были очень любопытными.
РГ | А почему вы лично когда-то выбрали физику? Может, родители повлияли?
Стрыгин | Нет, они ни при чем. Еще в седьмом-восьмом классе физика была для меня самым обычным предметом, как говорится, одним из многих. И вовсе не думал связывать с ней свое будущее. Все изменилось в десятом классе, когда к нам пришел новый учитель. Он был очень требовательным, и я "хватал" по его предмету одни "тройки". Но за год мое отношение к физике в корне изменилось, а в одиннадцатом классе, пожалуй, началось увлечение. Словом, я влюбился в эту науку.
РГ | Вы преподаете в элитной или обычной школе?
Стрыгин | В самой обычной. Здесь собраны ребята с разными интересами, с ними тяжелее работать: только несколько человек из класса серьезно относятся к физике. И тем не менее я остаюсь противником начавшейся профилизации школы. В них ученики физико-математических классов, например, совсем забрасывают русский, говорят: "А зачем он нам нужен?" В итоге образование получается однобоким. Кстати, и физику преподавать надо не только будущим ученым и инженерам. Каждый грамотный человек должен иметь представление, как устроен мир.
РГ | Вы, кандидат наук, выбрали трудную профессию учителя. Почему?
Стрыгин | Мне кажется, человеку надо делать то, что нравится, даже если это трудно. А в школе мне комфортно. Хотя десять лет назад, в очень непростые 90-е годы, друзья настойчиво отговаривали меня становиться учителем. Говорили: твое место в науке. Но теперь, как и тогда, я, думаю, сделал правильный выбор. А наукой я тоже успеваю заниматься на физфаке МГУ.