По словам главы департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства минрегиона Ремира Мукумова, отрасль, на протяжении многих лет находящаяся в стадии модернизации, до сегодняшнего дня остается зоной повышенных социально-экономических и политических рисков. По-прежнему на неудовлетворительном уровне находится качество обслуживания жилья и качество предоставляемых коммунальных услуг.
В то же время поставленная в начале реформы задача - перевести коммунальное хозяйство целиком на рыночные рельсы - оказалась очень непростой. Формирование тарифов по-прежнему крайне непрозрачно, и чем больше растет стоимость услуг для населения, тем большее неудовольствие выражают люди.
Кроме того, по-прежнему городское и коммунальное хозяйство по факту остается в совместном ведении муниципальных властей и предприятий, производящих услуги. Значит, "коммуналка", как и раньше, остается зоной риска в злоупотреблениях с бюджетными средствами.
Вот только несколько "свежих" примеров. В Кирове возбуждено уголовное дело против одного из коммунальных предприятий по поводу завышения тарифов на теплоэнергию, поставляемую товариществам собственников жилья и в кооперативные дома.
В Тыве доведено до суда уголовное дело в отношении бывшего председателя республиканского комитета по реформе ЖКХ, обвиненного в нецелевом расходовании бюджетных средств, которые должны были пойти на подготовку к зиме.
В Чувашии уличен в махинациях с бюджетными деньгами бывший министр энергетики и ЖКХ, дело также передано в суд. А в Дальневосточном федеральном округе по результатам прошедшего отопительного сезона было возбуждено сразу 18 уголовных дел, связанных с отключением электричества и тепла в жилых домах.
Очевидно, в минрегионе и Генпрокуратуре решили провести превентивные проверки, ведь очередная зима не за горами. Тем более что, как утверждают в министерстве, на долю жилищно-коммунального комплекса приходится около трети всех основных фондов страны и при надлежащем содержании и своевременном ремонте этот актив мог бы обеспечить комфортные условия проживания граждан и снять множество социальных и экономических проблем, накопившихся в отрасли.
Один из вопросов, препятствующих реформированию жилищно-коммунального хозяйства, - невыполнение регионами законодательства, касающегося дотирования организаций коммунального комплекса и перекрестного субсидирования различных потребителей коммунальных услуг, а также выделения жилищных субсидий нуждающимся гражданам.
Некоторые органы власти на местах продолжают перечислять средства не гражданам, а коммунальным предприятиям. Все это также будет находиться в поле зрения проверяющих.
Накануне проверок министерство напоминает регионам, что им предстоит осуществить ликвидацию муниципальных и государственных организаций жилищно-коммунального комплекса, правда, не повально, а тех, которые на протяжении двух и более лет имеют отрицательный финансовый результат. Возможна также передача основных фондов таких предприятий операторам, отобранным на конкурсной основе.
Кроме того, от регионов требуется в кратчайшие сроки закончить переход на выплату гражданам жилищных субсидий на личные счета граждан. Такой механизм законодательно закреплен в статье 159 Жилищного кодекса.