Москва и Берлин вместе ищут решение проблемы мигрантов

Комитет межрегиональных связей и национальной политики города Москвы и Уполномоченный сенат Берлина по вопросам миграции и интеграции подписали меморандум о сотрудничестве.

 

Как пояснили в пресс-службе московского комитета, прежде всего новый документ подразумевает обмен опытом в сфере миграционной политики. Особенно это важно для Москвы, которая относительно недавно превратилась в один из мировых центров притяжения мигрантов, в то время как Берлин пережил уже несколько волн переселения. Что же конкретно может почерпнуть Москва из опыта иностранных коллег и потом постараться внедрить на своей территории?

"Официально в Москве зарегистрированы 187 тысяч трудовых иммигрантов, а неофициально проживают от одного до двух миллионов, - рассказывает Юрий Архипов, начальник отдела управления организации трудового обмена. - Это число растет, так как работодателям выгодно не регистрировать иностранцев в соответствующих органах". К тому же приезжие сплошь и рядом не справляются с работой, на которую нанимались, и со временем работодателю приходится от них избавляться. Помыкавшись по нескольким стройкам и магазинам и поняв, что не в состоянии прокормить себя и семью, оставленную где-нибудь в Азербайджане или Таджикистане, такой горе-работник зачастую уходит в теневой бизнес. Как с тревогой отмечают правоохранительные органы, число преступлений, совершенных в Москве приезжими, растет в геометрической прогрессии. К тому же в Москве не существует запретов на то, чтобы официально зарегистрированный мигрант обосновался вместе с семьей, соответственно город обеспечивает ее большим количеством бесплатных социальных услуг, что вымывает из городской казны серьезные суммы. И нет никакой надежды, что когда-нибудь они вернутся сторицей. "До сих пор никто не может сказать, какова эффективность применения иностранного рабочего труда, насколько долгосрочен результат их деятельности, - подчеркивает Архипов. - Люди как живут, так и работают: сносные условия существования - хорошие результаты труда, а плохо человеку живется - он и работает незаинтересованно. Пока у нас скорее второй вариант. Плюс ко всему мигранты увозят на родину затаенную обиду на "негостеприимных" хозяев".

Для Берлина такая ситуация - нонсенс. Как отмечают специалисты, многое в системе социальной поддержки строится здесь по принципу кнута и пряника. Чем слаще пряник, тем злее бьет кнут. Предоставляя соцпомощь, власти постулируют принцип: любой, кто в ней нуждается, имеет законное право потребовать ее от государства. При этом помощь должна обеспечивать не только жизненные человеческие потребности, но, главное, помогать гражданину сохранить человеческое достоинство. Однако это не означает, что соцпакет переселенца, как гласит немецкая поговорка, превращается в "удобный гамак под ласковым солнцем".

Судите сами. Как рассказали в комитете, власти Германии, встречая только что прибывшего в поисках лучшей доли человека, как правило, тут же определяют, где он будет жить и работать. Если у мигранта нет знакомых и родственников, готовых его принять непосредственно в семью, или не выяснен вопрос с жильем от работы, власти сами определяют место для жизни. Никакие уговоры поменять адрес со ссылками на неподходящий климат, желание жить поближе к "двоюродному дяде младшей сестры папиного шурина" в расчет не принимаются. У тех, кто отважился пренебречь предписаниями, автоматически отбирают все социальные пособия. Поэтому решившихся на подобное самоуправство - единицы.

Если официально зарегистрированному переселенцу негде приклонить голову, ему чаще всего дают место во временном приюте. Далее его квартирный вопрос должен решить работодатель. В Берлине существует закон: приглашать на работу столько человек, сколько возможно обеспечить нормальными условиями проживания. Если работодатель пожадничал и, предположим, каким-то образом ущемил права работников, ему грозит штраф в несколько сотен тысяч евро, лишение прав на продолжение заниматься деятельностью и даже уголовная ответственность.

Зачастую соответствующие службы Берлина кандидатов на ту или иную должность отбирают еще до их въезда в страну, а по их прибытии четко расписывают все условия. Действует в Берлине и другой вариант. Разрешая въезд в страну, власти оговаривают время, за которое приезжий должен найти себе работу. Как правило, шесть месяцев ему будут платить пособие. Если за это время работа по специальности не найдена, то дипломированному виолончелисту, ветеринару или офтальмологу предложат стать дворником или санитаром. Отказ от низкостатусной должности карается отменой пособия и даже высылкой из страны. Такой подход к назначению соцподдержки, считают в Берлине, заставляет официально зарегистрированного мигранта приложить все силы для адаптации на новой земле.

Нашла Германия и способ, как снизить число тех, кто в погоне за большими деньгами при найме на работу завышает свою квалификацию. Любой иностранец, желающий заняться, предположим, ремеслом, должен оформить соответствующее разрешение. Если он претендует на место водопроводчика или столяра на предприятии, то сдает сотрудникам Ремесленной палаты так называемый "экзамен на мастера". Если выяснится, что мигрант работает, не имея положительной оценки за испытание, в таком случае и он, и работодатель будут наказаны штрафом.

Справедливости ради стоит отметить, что немецкая политика относительно мигрантов тоже не лишена изъянов, которые они хотят решить, используя свежий московский опыт. Как отмечают в комитете межрегиональных связей и национальной политики Москвы, сейчас крайне важно наконец-то просчитать, насколько эффективен труд столичных мигрантов, как можно гарантировать им достойное существование, но при этом вернуть в городской бюджет потраченные деньги на их социальную адаптацию.

Если в ближайшее время не поменять сложившуюся практику, считают в комитете, ситуация станет миной замедленного действия. А ситуация, похоже, поменяется нескоро. Москва весьма критично оценила проекты двух законов, касающиеся правового положения иностранных граждан и миграционного учета. Как здесь считают, узаконенный уведомительный порядок регистрации, еще шире открывающий ворота неограниченному числу мигрантов, может обвалить рынок труда и обострить многие социальные проблемы. Увы, федеральная власть не услышала региональную, при этом декларативно заявив, что отдает ей часть функций в сфере занятости населения, но на деле отстранила от регулирования миграционных потоков.