Как напомнил министр транспорта Игорь Левитин, российская и литовская сторона должны были установить одинаковые тарифы на транзитные перевозки для всех третьих стран в рамках договора "2К". Он был подписан в мае 2005 года и предусматривает паритетное развитие двух портов - Клайпеды и Калининграда. Напомним, что несколько лет назад литовский порт "просел" из-за того, что транзитные грузы в основном пошли через Калининград. Тогда-то и начали разрабатывать договор "2К". Но для синхронного развития обоих портов необходимо разработать привлекательные тарифы на поставку грузов к морским причалам по железной дороге. На встрече речь шла прежде всего о белорусских грузах. Белоруссия намерена через российский порт дополнительно переваливать 1 миллион калийных удобрений, 700 тысяч тонн металла и 300 тысяч тонн дерева, сообщил на встрече белорусский премьер-министр Сергей Сидорский. И, по словам Левитина, это не нанесет урон интересам Клайпеды. Но тормозом на пути белорусских поставок стала стоимость провоза по литовской территории - сейчас грузовой тариф в направлении Клайпеды вдвое ниже, чем в сторону Калининграда. Получается, российская сторона договоренности по "2К" выполнила, а литовская - нет, отметил Левитин.
"Мы понимаем, что для Литвы принятие такого решения больше политический вопрос, чем просто транспортный", - признал Левитин. Тем не менее с литовской делегацией удалось договориться о том, что в течение двух недель она проинформирует Россию и Белоруссию о решении вопроса. В итоге, рассчитывает Левитин, тарифные ставки на Калининград и Клайпеду будут выровнены с 1 октября. Если же литовская сторона не ответит, то "Россия и Белоруссия будут свободны от принятых решений", предупредил Левитин. Что стоит за этим предупреждением, он обещал пояснить через две недели. Но если согласие с Литвой не будет найдено, российская сторона должна будет предоставить белорусам другие места для перевалки грузов, добавил Левитин.