Теоретически эту не самую протяженную железнодорожную ветку можно окрестить "дорогой жизни" - слишком уж специфична будущая миссия магистрали. С каждым годом даже под самой бдительной присмотром все сложнее хранить боеприпасы, начиненные отравляющими веществами: железные сплавы – материал не вечный, а под Щучьем сейчас сосредоточено в различных снарядах пять тонн отравляющих веществ. Потому так необходимы их безопасная перевозка и уничтожение. Как раз с позиции безопасности доставка груза по железной дороге признана самым оптимальным вариантом.
Важность возводимого объекта подчеркивали и поднятые над полотном флаги четырех крупнейших государств мира, участвующих в осуществлении проекта – России, Канады, Великобритании, США. Первые костыли в полотно будущей железной дороги с одного маха кувалдами вбили представители российской и канадской стороны. От России старт совместному проекту дал заместитель руководителя Федерального агентства по промышленности Виктор Холстов, зарубежный вклад в дело химического разоружения олицетворил старший координатор программы "Глобального партнерства" МИД Канады Алан Пул.
Именно канадская сторона финансирует строительство железной дороги. Под этот проект правительством страны кленового листа выделено 33 миллиона канадских долларов.
- Дорога является одним из примеров международного сотрудничества, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "РГ" Виктор Холстов, - В рамках нашего взаимодействия "Глобальное партнерства", стартовавшее с 2002 года, мы распространяли проекты, в которых мы хотели бы видеть участие наших иностранных партнеров. И, соответственно, каждое государство, входящее в партнерство, было вправе выбирать из предложенных проектов то направление, которое им импонирует с точки зрения реализации. Наши канадские партнеры сказали, что считают важным проект, связанный со строительством подъездной железной дороги. Сегодня мы пришли к практическому воплощению планов.
Важность начинания отметил и Алан Пул, он пообещал при пуске магистрали в первый же день проехаться по ней в… вагоне со снарядами. Настолько координатор программы "Глобального партнерства" уверен в безопасности будущего объекта.
Кстати, четыре государственных флага над рельсами взвились не зря: в финансировании проекта помимо основного инвестора – Канады, принимают участие и другие страны. В частности, Великобритания. Представитель UK Джеймс Харрисон сообщил "РГ", что работа по привлечению других государств по оказанию финансовой помощи России в строительстве объектов химического вооружения идет отлично. И все из-за того, что в мировом сообществе понимают важность и сложность процесса избавления от самого страшного оружия 20 века:
- Вклад Великобритании в строительство этого пути – пять миллионов фунтов стерлингов. Кроме того, Великобританией приобретен агрегат термической обработки снарядов, который будет доставлен на объект в ближайшем времени и начнется его монтаж в основном технологическом корпусе для уничтожения химоружия. Еще один проект у нас есть с Канадой: завершается подготовка контрактных материалов для закупки оборудования для корпуса 1а завода по уничтожению химического оружия. Множество стран участвует в проектах по развитию инженерной инфраструктуры района строительства объекта по уничтожению химического оружия. Проект по ремонту подстанции осуществляется на средства Новой Зеландии. Работы на объекте начались в марте, и мы планируем завершить их к октябрю этого года. Работа сейчас идет с опережением графика примерно на две недели. Так же мы планируем осуществить многие проекты по энергоснабжению объекта, мы будем работать в тесном сотрудничестве с организациями из Швеции, Бельгии, Нидерландов.
Интернационал, состыкованный в Щучьем, переоценить нельзя. Именно благодаря международному сотрудничеству и Глобальному партнерству все химическое оружие России может быть уничтожено в намеченные сроки – к 2012 году. А конкретно этот железнодорожный путь примет первые поезда уже через два года. О том, как будет выстроена система безопасности журналистам, естественно, никто не сообщал, да и, вероятно, не расскажут в будущем: сведения госбезопасности лишних языков не терпят. Но, как заверил Виктор Холстов: "Нет никаких сомнений в том, что будут приняты все меры и технические и физические для обеспечения безопасности перевоза химического оружия".
Строительные работы доверили специалистам российской компании - "Ремпуть", которые возводила подъездные магистрали ко многим секретным объектам нашей страны. Директор компании Владимир Малиновский между прочим заметил, что обеспечить железную стыковку его мастера могли бы и за один год, но зарубежная сторона настаивает на тщательном соблюдении сроков, предусмотренных технологией: только мост через реку Миасс должен "выстаиваться" в течение двенадцати месяцев.