Вполне позитивные макроэкономические итоги первого полугодия оказались омрачены несколькими негативными тенденциями. Взятые в совокупности, они пока не позволяют выстроить уверенный благоприятный прогноз как на текущий 2006-й, так и на следующий, 2007 год. Соответственно, вновь на неопределенное время "зависла" корректировка прогнозных макропоказателей на 2007 год и среднесрочную перспективу. Буквально через неделю-две правительство должно обсудить проект бюджета 2007 года. Между тем пока нет ясности как по основным параметрам сопровождающего его макроэкономического прогноза, так и по принципам формирования и конкретным цифрам расходных статей. По сути, не определено главное: будет ли бюджет-2007 сформирован по агрессивно-расходному "идеологическому" принципу или он будет сверстан в традиционной инерционно-консервативной минфиновской манере. Вероятнее всего, дело в реальности закончится каким-то компромиссом между расходными потребностями экономики и необходимостью сохранить устойчивую и контролируемую антиинфляционную финансовую конструкцию бюджета. Но времени до достижения такого компромисса осталось в обрез.
Неопределенность внешних условий
Решение российских макропрогнозных и бюджетно-проектировочных проблем в невероятной степени осложняется неустойчивостью конъюнктуры мировых валютно-финансовых и сырьевых рынков. По сути дела, базовые внешние сценарные условия прогноза "повисли в воздухе". Крайне неуверенно оцениваются перспективы развития мировой экономики, и прежде всего США и еврозоны. Так, в годовом выражении инфляция в США ускорилась до 4,2 процента и до 2 процентов в Германии.
Правда, в Америке наметилась тенденция к охлаждению экономики и сокращению бюджетного дефицита и дефицита платежного баланса по текущим операциям. Однако Федеральная резервная система США пока не в состоянии адекватно оценить эти тенденции и дать рынку ориентиры процентной политики. Звучит почти крамолой, но в этих условиях ФРС впервые за многие десятилетия сама становится фактором нестабильности. Заявления ее председателя Бена Бернанке оказываются не в состоянии "удержать рынок" хотя бы пару дней, в то время как малозначащие политические новости легко приводят к 1-2-процентным скачкам котировок. Более того, рынки никак не могут сформировать тренд и склонны постоянно "отыгрывать назад" колебания. Рынок нефти потерял даже видимый баланс субъективно-политических и объективных факторов формирования конъюнктуры предложения и спроса, из-за чего достоверность любых рабочих, а не теоретических прогнозов цены нефти сейчас фактически равняется нулю. А когда теряются реальные ориентиры, рынки начинают жить "на новостях", воспринимаемых подчас слишком гипертрофированно.
Более надежным ориентиром стала экономика Китая. На КНР сейчас приходится 20 процентов мирового спроса на базовые виды сырья. Однако Китай, во-первых, довольно быстро перестраивается на самообеспечение и сбережение энергии и сырья и, во-вторых, намерен добиться более сбалансированных темпов развития и потребления ресурсов. Из Пекина раздаются даже сигналы о возможном укреплении юаня. Но китайские намерения и реальная политика - понятия вполне самостоятельные, и потому стабильность китайского роста пока также является источником внутренних и глобальных дисбалансов. Подходов к их решению не видно и на горизонте.
По сути дела, мировая экономика сейчас нуждается в новом раунде реальной координации макроэкономической и финансовой политики с целью уменьшения несбалансированности торговли и платежей, стабилизации ресурсообеспечения. Однако, например, Дохийский раунд торговых переговоров в рамках ВТО фактически нокаутирован, трактовки энергобезопасности пестрят национальными и блоковыми колоритами, а ключевые центральные банки де-факто потеряли возможность принимать самостоятельные решения. То есть под угрозой оказался сам принцип central banking как основы основ современного макроэкономического регулирования.
Так, на протяжении нескольких лет центробанки проводили мягкую денежную политику. Дешевизна денег сделала рынки спекулятивными, становясь топливом для роста фондовых рынков, цен на недвижимость и сырьевых фьючерсов. Негативным последствием этих тенденций стало увеличение в последнее время инфляционного давления. Для подавления инфляции необходимо увеличивать процентные ставки. Однако такие действия негативно скажутся на сырьевых и фондовых рынках, росте мировой экономики. Такой эффект можно было увидеть в мае, когда обвал наблюдался на всех фондовых рынках. И повторения майских событий, не говоря уже о более остром кризисе, никто не хочет. Раунд повышения ставок, правда, все-таки начался. Но идет он так неуверенно и вразнобой, в чисто национальных интересах, что рынки его практически не чувствуют. В результате болячки продолжают загоняться вглубь.
Июльский подарок от Fitch Ratings
К сожалению, и другие институты финансовых рынков пока ориентированы исключительно на формальные методы оценки финансовых рисков. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings в конце июля повысило рейтинги дефолта Российской Федерации в иностранной и национальной валютах с ВВВ до ВВВ+. Прогноз по обоим рейтингам установлен "стабильный". Одновременно, как сообщает агентство, повышен краткосрочный рейтинг обязательств РФ с F3 до F2. Потолок для рейтингов страны повышен с ВВВ до ВВВ+.
Прошлое повышение рейтингов России было зафиксировано в январе прошлого года, когда международное рейтинговое агентство Standard & Poor s Ratings Services (S&P) повысило рейтинг долгосрочных обязательств Российской Федерации в иностранной валюте - с ВВВ- до ВВВ, в национальной валюте - с ВВВ до ВВВ+. Кроме того, S&P повысило рейтинг краткосрочных обязательств РФ с А-3 до A-2 и подтвердило рейтинг РФ по национальной шкале на уровне ruAAA. Прогноз по рейтингам был установлен "стабильный".
По замечанию кредитного аналитика S&P Хелены Хессел, повышение рейтингов отразило усиление финансовой мощи правительства как результат необычайно высокого увеличения цен на нефть и успешной управленческой стратегии по выплате долга.
Также в ноябре прошлого года Международное рейтинговое агентство Moody Investors Service повысило потолок для рейтингов обязательств России в иностранной валюте, а также правительственных обязательств в иностранной и местной валюте с Baa3 до Baa2.
Повышения рейтингов отражают прежде всего стремительное и значительное увеличение золотовалютных резервов Банка России, а также размеров Стабилизационного фонда. Они будут способствовать привлечению в страну краткосрочного спекулятивного капитала. Что, в общем, лишь усложнит и без того нелегкие задачи денежно-кредитного регулирования и бюджетного проектирования.
Сколько процентов роста потянем
Между тем трудности макропрогноза задаются сейчас не только фактически непредсказуемыми внешними факторами. Решающая дилемма фактически та же, что и у бюджета: исходить ли из того, что сейчас у России базовый потенциал темпов роста лежит в интервале 5-6 или все-таки хотя бы 7-8 процентов годовых.
Статистическая база для надежного моделирования крайне несовершенна. В российской статистике, например, до сих пор не публикуется и, судя по всему, всерьез не разрабатывается так называемая стоимостная структура ВВП - показатель, который дает возможность определить важнейшую с точки зрения экономической динамики норму чистого накопления капитала.
Проведенный недавно Институтом экономики переходного периода (ИЭПП) при поддержке Агентства международного развития США анализ показал, что официальные методики построения индексов физического объема основных фондов и инвестиций в основной капитал могут приводить к существенному искажению динамики соответствующих показателей ("Динамика основных фондов и инвестиций в российской переходной экономике". Научные труды N 97, www.iet.ru). Авторы иследования - авторитетные экономисты В. Бессонов и И. Воскобойников - утверждают, что эти искажения в значительной мере обусловлены существовавшими в первые годы российских реформ серьезными проблемами измерения динамики цен, приведшими к возникновению колоссальных смещений в кумулятивных индексах цен, значительно завышающих оценки произошедшего роста цен. Вместе с тем официальные оценки динамики инвестиций с конца 1990-х годов, когда темпы инфляции резко снизились, что уменьшило и остроту связанных с ними измерительных проблем, едва ли подвержены значительным искажениям.
Оценки смещений дефляторов инвестиций в основной капитал позволили В. Бессонову и И. Воскобойникову получить альтернативные оценки индексов физического объема инвестиций для экономики в целом, ее основных отраслей и отраслей промышленности, а также уточнить оценки поступлений и выбытий основных фондов в сопоставимых ценах. Полученные оценки, хотя и являются лишь оценками первого приближения, существенно изменяют устоявшиеся представления о динамике основных фондов и инвестиций на протяжении переходного периода в России. Альтернативные оценки динамики инвестиций в основной капитал дают иную - гораздо менее пессимистическую картину динамики инвестиций на протяжении периода реформ. При этом на качественном уровне альтернативные оценки не противоречат существующим представлениям о характере инвестиционных процессов в отраслях экономики и промышленности.
В целом данное исследование носит весьма сложный характер и предназначено для узкого круга специалистов. Кстати, в том числе и тех, которые сейчас занимаются официальным макроэкономическим прогнозированием. Но итоговый вывод ученых вполне доступен и для людей, просто знакомых с началами экономического анализа.
Распространено мнение, пишут В. Бессонов и И. Воскобойников, согласно которому наблюдающиеся в России с конца 1990-х годов высокие темпы экономического роста поддерживаются в основном за счет увеличения загрузки имеющихся производственных мощностей. Это означает, что в условиях низкой инвестиционной активности дальнейший рост выпуска неизбежно приведет к "перегреву" экономики по мере приближения к уровню полной загрузки производственных мощностей. Проведенный анализ показывает, что в основе экономического подъема последних лет лежит не только увеличение загрузки имеющихся мощностей, но и интенсивные инвестиционные процессы, приводящие к созданию новых основных фондов. Это может заметно изменить сложившиеся представления о характере развития российской экономики на протяжении переходного периода и позволяет с большим оптимизмом оценивать перспективы экономического роста. Что ж, примем к сведению.