Причем не в пользу Страны восходящего солнца. Правительство заявило, что готово вкладывать в развитие Курил деньги. И немалые. Вот только поделить их пока так и не удалось.
- Это ясный сигнал, что Курильские острова являются приоритетом, на который российское правительство будет тратить деньги, - подтвердил министр экономического развития и торговли Герман Греф.
Для этого главный экономист даже готов возродить неудавшуюся федеральную целевую программу, срок действия которой закончился в 2005 году. Сейчас - новый этап: разработанная в его ведомстве ФЦП рассчитана до 2015 года и предусматривает повышение уровня жизни жителей Курил сначала до уровня остальной части России, а затем "до уровня сопредельных государств". То есть российское правительство "окончательно рассталось с мыслью, что этот регион нужно оставлять в полуразвалившемся состоянии".
"В течение ближайших 5 лет планируем создать устойчивую экономику Курильских островов", - пообещал главный экономист.
Как правило, Герман Греф отличается не только свойственным ему оптимизмом, но и не всегда сбывающимися прогнозами. Но, как бы то ни было, жители Курил, которые в последние годы вынуждены были переезжать на Сахалин из-за отсутствия работы, с радостью поверят в любые обещания правительственных чиновников.
По сути, разработанная в ведомстве Грефа федеральная целевая программа социально-экономического развития Курильских островов никак не затрагивает политических вопросов. Ее компетенция исключительно социально-экономическая. Предполагается, что в течение двух лет финансирование строительства объектов инфраструктуры на Курилах будет увеличено в 20 раз. На реализацию программы на весь период планируется выделить 17 млрд. руб., причем основные траты в размере 14 млрд. руб. придутся на федеральный бюджет. Из бюджета Сахалинской области выделят около 1 млрд. руб., и еще 2 млрд. рублей планируется привлечь из внебюджетных источников.
И хотя ФЦП не предусматривает создание на Курильских островах особой экономической зоны, Греф заметил, что в случае, если будет доказана эффективность создания там туристско-рекреационной зоны и подготовлена необходимая документация, возможно, вопрос решится положительно. "Пока ни промышленно-производственная, ни технико-внедренческая зона там не может быть создана", - заметил Греф.
Пока же в планах чиновников к 2015 году увеличить на Курилах численность населения на 50% и в полтора раза - объем промпроизводства. Сейчас число жителей составляет чуть более 19 тысяч человек. Предполагается, что в случае реализации программы за 8 лет численность населения вырастет до 28-30 тысяч человек. "И все они будут обеспечены работой", - пообещал главный экономист. Правда, для успешного развития Курил правительству необходимо будет решить четыре блока вопросов. Первый - развитие транспортной инфраструктуры. К 2015 году планируется в два раза увеличить сеть автодорог и грузооборот в регионе, реконструировать аэропорты и порты. Второй - снижение себестоимости электроэнергии. Сейчас, по словам Грефа, стоимость одного киловатта на островах более чем в четыре раза превышает стоимость электроэнергии на Сахалине. Для решения этой задачи предлагается строить геотермальные станции, которые позволят снизить себестоимость ресурсов в полтора-два раза и на 30% увеличить их производство.
Основным же видом производства на островах традиционно было рыбное хозяйство. За последние годы его объем сократился на 85 процентов, на 40 процентов уменьшился объем биоресурсов, заметил Греф. Поэтому его ведомство предлагает создать на островах сеть государственных хозяйств по разведению рыбы, а затем активно привлекать в эту отрасль частные инвестиции. Сейчас на Курилах действуют только два рыбзавода. В Японии только государственных хозяйств более 30 и 256 - частных, привел пример Греф. По статистике, острова ежегодно покидают около 100 человек. В то же время в последние два года наметилась тенденция повышения рождаемости. Для поддержания столь положительной динамики правительство, объявившее решение демографической проблемы национальным проектом, готово решать социальные вопросы: строить детские сады, школы, больницы. А для того, чтобы жители Курил прочувствовали заботу отдаленного центра, - обеспечить острова устойчивым телевизионным сигналом, чтобы люди могли смотреть не только японское, но и российское телевидение.
У такой замечательной программы не нашлось оппонентов. И даже скупой министр финансов не стал рассуждать на тему сокращения финансирования ФЦП. Правда, когда речь зашла о деньгах и строительстве, министр обороны Сергей Иванов напомнил, что большую часть жителей Курил составляют военнослужащие-пограничники, им, видимо, и предстоит заняться возведением аэродромов, пирсов и другой инфраструктуры.
В настоящее время ситуация с транспортным сообщением в регионе удручающая, с сожалением отметил вице-премьер.
- Если доставлять грузы морем, то это происходит, как в Папуасии - нет пирсов для разгрузки грузов. Если же летчики совершают полет на Южные Курилы, то они достойны звания...
- ... Героя России, - вставил первый вице-премьер Дмитрий Медведев, недавно побывавший в тех краях.
- Действительно, Героя России, поскольку инфраструктура аэропортов создавалась японцами для взлетов "камикадзе", - сказал Иванов.
Именно поэтому, считает министр обороны, речь идет о срочном строительстве ключевых объектов инфраструктуры, без которых говорить об особых экономических зонах не имеет смысла. По словам Иванова, минобороны совместно с руководством региона уже приступает к срочной разработке проектно-сметной документации. По предложению первого вице-премьера средства на строительство ключевых объектов инфраструктуры должны быть выделены из бюджета ФЦП, а само строительство будет вестись силами минобороны.
До конца текущего года на территории Курильских островов действительно должна быть решена проблема создания "устойчивого воздушного сообщения", заметил Греф. "А то люди неделями не могут выбраться с островов", - возмущался министр, вспомнив, что такие случаи были "даже с федеральными министрами". Поэтому в ближайшее время на Курилах будет создан "всепогодный аэропорт". Только деньги на постройку аэропорта, как заметил Греф, записаны сейчас за министерством транспорта.
Но тут вмешался и губернатор Сахалинской области Иван Малахов, предложив определить Сахалинскую область в качестве заказчика по строительству объектов на территории Курильских островов. "Мы просим, чтобы выделяемые средства проходили через администрацию Сахалинской области, а также дать право на проведение конкурсов", - сказал он. Решить, кто будет заказчиком, кто подрядчиком, на заседании правительства вчера так и не удалось. Поэтому Дмитрий Медведев поручил проанализировать все высказанные на этот счет предложения. "Может быть, это было бы действительно целесообразным. Мы с минтрансом, минобороны подумаем, посмотрим, как лучше выстроить систему заказчиков", - пообещал Греф.
Кроме того, правительство готово рассмотреть возможность передачи функций по управлению прибрежной зоной рыболовства на региональный уровень, оставив контроль за федеральными органами власти.
- Давайте подумаем, можно ли такую систему создать, - предложил членам кабинета министров Медведев.
Но если ФЦП развития Курильских островов в принципе не вызвала возражений, то представленный план приватизации на 2007 год кабинет министров отправил на доработку. Правда, не потому, что в следующем году приватизация государственного имущества будет реализовываться по иным принципам. А потому, что министры потребовали уточнения по некоторым предприятиям минпромэнерго и минтранса. Через неделю программа приватизации на 2007 год будет внесена на окончательное утверждение в правительство. По срокам это будет произведено одновременно с внесением проекта федерального бюджета на 2007 год. Программа-2007 предусматривает приватизацию пакетов акций 927 АО, акционирование 652 ФГУПов и продажу 307 объектов недвижимого имущества. В частности, предполагается приватизировать 0,0003% акций "Северстали", 100% акций ОАО "Московский завод полиметаллов" (занимается разработкой и изготовлением комплектующих для ядерных реакторов), 100% акций аэропортов Салехарда, Уфы, Элисты, 100% ОАО "Авиакомпания "Сахалинские авиатрассы", 100% ОАО "Башкирские авиалинии". Среди ФГУПов, включенных в план приватизации и подлежащих акционированию в будущем году, - аэропорты Пулково и Сочи. План приватизации-2007 не включает высоколиквидные госпакеты, так как они либо фигурируют в плане приватизации на текущий год (в случае отмены их приватизации в 2006 году она будет перенесена на будущий год), либо входят в перечень стратегических предприятий, формируемый указом президента, то есть не подлежат приватизации.
- Есть несколько ключевых бюджетообразующих объектов, которые могут быть приватизированы для обеспечения плана приватизации, - пояснил Греф, отметив, что в первую очередь речь идет о "Связьинвесте". - Компания не стоит в программе приватизации, но мы планируем его приватизировать.
На самом деле телекоммуникационный холдинг входит в перечень стратегических предприятий, поэтому для принятия решения о способе приватизации его сначала надо вывести из этого перечня. Точно такая же ситуация и с "Аэрофлотом", который ранее планировалось приватизировать. Но окончательное решение пока так и не принято.