Федеральная таможенная служба (ФТС) приостановила действие распоряжения N 375 Р, согласно которому три года работал механизм получения льгот при ввозе технологического оборудования в уставные капиталы российских предприятий и организаций. Поступить по-другому ФТС просто не могла.
Распоряжение действительно не полностью соответствовало закону. Но все-таки хоть как-то регулировало и регламентировало поток ввозимого в Россию оборудования. Ведь если льготы, которые предоставляет государство, пересчитать на рубли, то суммы окажутся более чем внушительными. И существует реальное опасение, что недобросовестные предприниматели смогут использовать льготный режим в своих интересах в ущерб интересам государственным. Для того чтобы этого не произошло, нужен контроль.И таможенники об этом знают и помнят.
Пока же распоряжение приостановлено, начальники региональных таможен на свое усмотрение смогут предоставлять соответствующие льготы или отказывать предпринимателям в их получении. Причем обосновывать свое решение в вышестоящих таможенных инстанциях им не придется. Учитывая и без того фантастическую загруженность руководителей таможенных служб на местах, остается лишь им посочувствовать. Как, впрочем, и добросовестным предпринимателям. Первым потребуются архиусилия, чтобы обеспечить полный таможенный контроль целевого использования ввезенного по льготному трафику оборудования, после его условного выпуска на территорию Российской Федерации, а вторым - железные аргументы, доказывающие законность требований по предоставлению им таможенных льгот.
В ближайшие годы прогнозируется значительный рост объемов ввоза различного оборудования (бытовая техника, автомобили, компьютерная техника и аналоги оборудования, производимого в России, не уступающего по качеству зарубежному), и отсутствие жесткого централизованного контроля по предоставлению льгот может нанести значительный ущерб интересам России. Но, увы, в этом случае трудно будет в чем-то упрекнуть ФТС, разве что в добросовестном исполнении закона.
Директор Союза содействия модернизации промышленности (ССМП) Леонид Тихонов считает, что нужно как можно быстрее вводить новую схему предоставления льгот (уже без юридических казусов и противоречий), которая будет ясна и понятна импортерам.
Как один из вариантов выхода из сложившейся ситуации, специалисты союза предлагают применение института обеспечения исполнения обязательств импортера, в соответствие со статьей 337 п.2 Таможенного кодекса РФ. Документы импортера впоследствии проходят проверку в ФТС России на правомерность предоставления льгот, и в дальнейшем принимается решение о возврате обеспечения импортеру в максимально короткие сроки. Это предложение, бесспорно, требует детальной проработки, а также постоянных и объективных данных посттаможенного мониторинга за целевым использованием ввезенного с применением льгот оборудования.
Только комплекс мер, консолидация усилий предпринимателей, общественных организаций, таможенных служб на всех уровнях позволит централизованно управлять процессом и контролировать модернизацию и замену основных производственных фондов российских предприятий. Причем без лишних формальностей и с использованием всех полагающихся по закону льгот.