Российский бизнес входит в переходный период

Оторвавшись от земли и взлетев до небес, нефтяные цены все меньше влияют на рост российской экономики. По данным минфина, если в 2000 году прирост цены на 1 доллар за баррель нефти приводил к увеличению ВВП на 0,2 процента, то в 2005-м всего на 0,06. Потому-то в прогнозе минэкономразвития предстоящая трехлетка и названа переходной: надо побыстрей отвязываться от нефтянки и включить другие инвестиционные рычаги, прежде всего воспроизводящие инновации, которые во всем мире ассоциируются с частным бизнесом.

В России, однако, этот переход начнется с другого - с закачки громадных средств в госинвестиции, которые уже в будущем году возрастут до 25 миллиардов долларов. При этом федеральные целевые программы (ФЦП) увеличатся на 35 процентов, а федеральные адресные инвестиционные программы (ФАИП) еще больше - на 55 процентов. Недостатки госпрограмм давно известны, который год их отмечают поголовно все проверяющие, тем не менее искоренению они не поддаются - над казенными безвозмездными деньгами никто никогда не станет трястись так, как над собственными. Славный город Сочи, которому недавно в рамках ФЦП обещано выделить под зимнюю Олимпиаду 2014 года астрономическую сумму в 11,8 миллиарда долларов еще до того, как стал столицей этой самой Олимпиады (если не станет, правда, получит 40 процентов этой суммы, но поди потом посчитай!), - типичный образчик программно-целевого планирования по-российски.

Несмотря ни на что федеральные целевые программы помогут решить массу неотложных задач, считают чиновники, и поспособствуют запуску других программ, в том числе связанных с частным бизнесом. Собственно, инфраструктура для инновационной сферы формально у нас создана, но находится в зачаточном состоянии. Первые шесть Особых экономических зон вербуют первых резидентов, Инвестиционный фонд "по Грефу" отобрал первые проекты "общегосударственного значения", намечается заключить первые концессионные соглашения, теоретически создан Фонд фондов... Медленно, на ощупь, но дело идет. "Не беспокойтесь, они у нас все на мушке", - успокоил меня сведущий чиновник.

Кто бы сомневался. Эту часть новой экономики государство выродило, ее заботливо (хотя и не всегда умело) пестует. Но пока она не подрастет и не окрепнет, держать экономический рост не ей и не сочинским лоббистам, а тем, кого из кремлевского окна не очень-то и видать - той производственной, торговой, посреднической бизнес-массе, которая в любой стране и решает дело.

Кое-что в этом смысле мы начинаем понимать. Разрабатывается новая, более эффективная система поддержки экспортеров. Можно ожидать, что наконец получится что-нибудь дельное. Во всяком случае у Грефа теперь сильный союзник - сокращающееся сальдо положительного баланса внешней торговли. Свыше 700 видов оборудования, не выпускаемого в России, освободили от таможенных пошлин - тоже не пустяк. В минэкономразвития заговорили о том, что неплохо бы вернуть инвестиционную льготу - и вовсе недурно. Если еще появится списочек стратегических предприятий, куда иностранцам вход запрещен (ну сочините, раз считаете, что иначе нельзя - второй год обещаете), и вовсе будет славненько - зарубежные инвесторы смело вложатся в ту часть бизнеса, которую у него уж точно в горячке не оттяпают.

Внятная политика по отношению к рейдерству, независимое судопроизводство, подбор партнеров по деловому, а не "братскому" признаку - это кому больше надо: власти или бизнесу?

Надо понимать: что бы ни случилось с нефтяными ценами, мы уже точно не выиграем. Поползут дальше вверх - небывало стимулируют создание и использование новых, более дешевых разновидностей топлива, резко пойдут вниз - в одночасье лишат нас инвестиций и всех проблем на этот счет, невелико счастье.

Нет уж, переход так переход. Но провалиться можно и на переходе. Опора нужна.