Сегодня "Российская бизнес-газета" публикует постановление пленума Высшего арбитражного суда, в котором даются разъяснения о применении к государственным учреждениям пункта 2 статьи 1 Закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ. Напомним, что новый закон о госзакупках вступил в силу не так давно - с 1 января 2006 года, поэтому его применение у госзаказчиков вызывает массу вопросов и споров. В частности, речь идет о спорах, связанных с пределами и порядком реализации государственным или муниципальным учреждением полномочий по расходованию денежных средств на закупку товаров (работ, услуг) для обеспечения собственной деятельности.
В настоящее время этот вопрос регулируется Бюджетным кодексом РФ и законом о госзакупках. В соответствии со статьей 71 Бюджетного кодекса РФ все закупки товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (200 000 рублей) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Получается, что при закупке на сумму до 200 тысяч рублей заключение госконтракта не требуется.
Пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" определено, что настоящий закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (в настоящее время - 60 тысяч рублей).
То есть законом устанавливаются процедуры, в результате которых госконтракт следует заключать в случае, если закупка превышает 60 тысяч рублей. Другими словами, у организаций возникает спор, когда они могут закупать товар для своих нужд, не заключая контрактов.
Пленум ВАС РФ по этому вопросу дал свои пояснения. Согласно позиции Пленума учреждение выступает как хозяйствующий субъект со специальной правоспособностью и действует в своих интересах. В данном случае приобретение бюджетными учреждениями для собственных нужд товаров, работ и услуг на сумму, не превышающую 200 000 рублей, должно осуществляться на основании договоров, заключаемых в обычном порядке в соответствии с общими правилами, установленными Гражданским кодексом РФ, в отличие от контрактов, заключаемых в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд согласно Федеральному закону от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Для заключения таких контрактов учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика, которыми его может наделить соответствующий орган государственной или муниципальной власти. Если учреждение уполномочено органом власти выполнять функции государственного (муниципального) заказчика при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд, оно, действуя в этом случае в интересах и от имени публичного образования, должно в полном объеме руководствоваться положениями закона о размещении заказов и проводить установленные процедуры при закупках свыше 60 тысяч рублей. Если же такого полномочия нет, учреждение руководствуется Бюджетным кодексом РФ и делает закупки без госконтрактов на сумму до 200 тысяч рублей.