На этот раз инициатива проведения налоговой амнистии исходила от президента. В Послании Федеральному Собранию 2005 года он обратил внимание на проблему легализации теневых капиталов. Напомним, что идея проведения налоговой амнистии в России возникает не впервые. Еще в 2002 году кабинет министров озадачился проблемой, как вернуть вывезенный ее гражданами за годы реформ капитал обратно в Россию. Тогда же готовился законопроект, позволяющий вернуть деньги с западных счетов обратно, уплатив лишь подоходный налог.
Однако по разным причинам до дела так и не дошло. Так, юристам не нравилась сама формулировка, которая несет оттенок прощения за преступление.
И они предлагали налоговую амнистию переименовать в валютную либерализацию. Левые фракции в Госдуме высказывались вообще против такого шага, мотивируя это тем, что сбежавшие капиталы преступны по своей сути. И о налоговой амнистии забыли на два года.
За это время в разных странах были приняты аналогичные меры, которые оказались весьма эффективными. Прошла налоговая амнистия в Италии и Казахстане. Власти Казахстана рассчитывали вернуть в страну не менее 550 миллионов долларов. За 34 дня, отведенных для этих целей, в страну на спецсчета 16 банков вернулось 480 миллионов долларов, которые стали работать на экономику. Одновременно с проведением налоговой амнистии в Казахстане была снижена ставка НДС на 4 процента и социального налога на 5 процентов, а также отменена однопроцентная пошлина на ввоз наличной валюты. Для вернувшихся в страну капиталов были специально выпущены госбумаги, чтобы эти деньги не лежали мертвым грузом.
Дадут ли подобный эффект меры, направленные на проведение налоговой амнистии в России, вопрос открытый. С одной стороны, возвращать есть что. По оценкам экспертов, за 1990-2002 годы из России было вывезено 80-120 миллиардов долларов. Правда, отмечали эксперты, около половины этих денег имели криминальный характер, владельцы которых боялись возврата этих сумм в страну, дабы не иметь дела с Уголовным кодексом. За 2002-2004 годы из страны убежало еще около 30 миллиардов долларов.
Во многом отдача зависит от того, каким в результате получится законопроект, считают эксперты. Редакция законопроекта, принятая в первом чтении, не внушает оптимизма. В соответствии с ним гражданам предоставляется возможность декларирования не учтенных в прошлом доходов в упрощенном порядке. При этом устанавливается декларационный платеж, который исчисляется и уплачивается физическим лицом самостоятельно по ставке 13 процентов. На юрлиц этот порядок не распространяется.
Свидетельства о декларировании доходов будут выдаваться до 1 июля 2007 года. При этом минимальных или максимальных ограничений по суммам декларируемых денежных средств и видам валют не устанавливается.
Изначально предполагалось, что такой порядок будет действовать в течение девяти месяцев, начиная с 1 июля 2006 года. Уже понятно, что этот срок выдержан не будет. При этом под "налоговую амнистию" попадают доходы, полученные до 1 января прошлого года. Сейчас ко второму чтению готовятся поправки, которыми оба этих срока продлеваются.
В то же время позиции депутатов и правительства совпадают далеко не во всем. Так, председатель экспертного совета Комитета ГД по бюджету и налогам Михаил Орлов заявил: "Законопроект не дает правовых гарантий налогоплательщику, на которые он претендует. Документ предоставляет только освобождение от налоговой ответственности". По словам председателя экспертного совета, ко второму чтению законопроект должен быть серьезно доработан.
Заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров ранее заявлял, что ко второму чтению законопроекта необходимо принять поправку, согласно которой налогоплательщик должен быть освобожден от любой ответственности, в том числе налоговой, таможенной и валютной. "Если люди не поверят в амнистию, то это будет холостой выстрел", - подчеркнул депутат.
Неясно до конца и по какому сценарию будет организован контроль за расходами граждан. У нас уже накоплен большой опыт, как этого делать не надо. Отметим, что впервые законопроект о контроле за расходами граждан был принят в 1998 году. Надзор за соответствием расходов россиян доходам теоретически проводился с 2000 по 2003 год. Контролю подлежало приобретение недвижимости, автомобилей, акций открытых акционерных обществ, ценных бумаг, культурных ценностей и золота в слитках. Но результатов этот контроль не дал. ФНС, бывшее тогда еще министерством по налогам и сборам, проверив 2,9 миллиона уведомлений о покупках, добрало в бюджет всего 2,5 миллиона рублей, затратив при этом множество сил. Дело в том, что механизм, прописанный в Налоговом кодексе, оказался неудачен. Так как минимальная сумма приобретения, подлежащего контролю, не была указана, налоговики утонули в лавине информации о приобретении "Жигулей" и дачных домиков.
Теперь, похоже, к делу решили подойти по-другому. Федеральная налоговая служба (ФНС) "рассматривает возможность получения налоговыми органами информации о кредитах, выданных кредитными организациями физическим лицам", сообщило агентство "Интерфакс". То есть ФНС намерено, проводя выездную проверку банка, заодно проверять и кредитную историю клиентов. Таким образом фискальные органы обещают бороться с "серыми" зарплатами. По оценке минфина, сейчас в конвертах выплачивается 30 процентов зарплат. Компании таким образом экономят на платежах в бюджет, утаивая от государства 13 процентов подоходного налога и 26 процентов единого социального налога. Но здесь есть и другая логика: после проведения налоговой амнистии за право начать жизнь с чистого листа гражданам придется отплатить государству честностью. Правда, президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян считает иначе. Он заявил, что не одобряет идею налоговых органов получать информацию о заемщиках банков от бюро кредитных историй. "Нередко такие намерения высказываются, чтобы выяснить реакцию общества", - сказал глава АРБ, добавив, что если согласиться с этой инициативой, то можно отбить у людей желание давать информацию о своих кредитах.