44 российских региона намерены стать "особыми зонами"

Таким образом, процесс создания в стране особых экономических зон вступает в их новую стадию. Насколько готовы к участию в индустрии туризма и отдыха сами регионы? И стоит ли огорчаться тем территориям, которым не удастся преодолеть сито общероссийского отбора? Содержательный разговор на эту тему состоялся недавно в Липецке в рамках международной научно-практической конференции "Особые экономические зоны туристско-рекреационного типа: предпосылки, опыт создания, содержание деятельности".

Туристско-рекреационные зоны в мировой практике - явление далеко не новое. На сегодняшний день в 120 странах насчитывается свыше трех тысяч особых экономических зон, большая часть из которых относятся к "индустрии гостеприимства". Туризм обеспечивает 12 процентов мирового валового продукта, в России же пока всего 1 процент. Больше того, последние два-три года темпы роста отечественного турбизнеса замедлились почти втрое, поток туристов в Россию не увеличивается, а иссякает. Вызвано это многими причинами - неразвитостью инфраструктуры, низким качеством сервиса, высоким ростом цен. Многие иностранцы просто боятся ехать в Россию, а россияне все больше тянутся в отпуска за границу. Чтобы исправить ситуацию, законодатели предложили следующую схему: государство вкладывает средства в развитие инфраструктуры того или иного региона, после чего туда приходит инвестор, привлеченный льготами по уплате налогов, и начинает осваивать данную территорию - строить гостиничные комплексы, готовить кадры, раскручивать рекламу.

Разумеется, создание высокоэффективных точек экономического роста не может быть успешным без соответствующей готовности к этому самих территорий. Так, в Липецкой области, выигравшей конкурс на создание зоны промышленно-производственного типа, сложилась и успешно развивается первая в России модель конкурентоспособного территориального кластера, сети локально расположенных предприятий, выпускающих смежную продукцию и создающих друг для друга конкурентные преимущества как на внутреннем, так и на международном рынках. Но базируются они, как правило, на иностранном капитале. И понятно, что областные власти не намерены этим ограничиваться и решили заложить и другие точки роста. У этих "точек" уже появились свое название и правовая база: на прошлой неделе областной совет принял закон об особых экономических зонах регионального уровня, едва ли не первый подобного рода в России. Областным законом предусмотрены для будущих резидентов те же преференции, что и законом федеральным: освобождение на пять лет от транспортного налога и налога на имущество (задействованного в зоне), снижение на 4 процента ставки на прибыль. Однако обеспечение льготных условий деятельности ложится теперь не на федеральный, а на областной бюджет. Как и расходы на создание инфраструктуры зон. Решение об организации региональных ОЭЗ будут приниматься в областном, а не в федеральном центре.

В программу социально-экономического развития Липецкой области заложено создание ряда таких зон с концентрацией местных финансовых, трудовых и административно-управленческих ресурсов по производству сельскохозяйственной техники, аграрно-перерабатывающей промышленности, животноводческой продукции, туристско-рекреационных.

Начальник управления инвестиций и международных связей областной администрации Владимир Подгорный в качестве потенциальных туристско-рекреационных зон регионального уровня назвал города Елец и Задонск, сохранившие богатства старинного зодчества, прекрасные ландшафты и памятники. По расчетам, умелое экономическое освоение "природно-исторических ресурсов" только этих двух зон может принести области 60 тысяч дополнительных рабочих мест и прибавку в 2,5 миллиарда рублей валового регионального продукта. Идею поддержала и конкретизировала Ольга Воронова, главный архитектор московского института "Гипрогор", она же - главный разработчик в России проектов туристско-рекреационных зон. По ее мнению, для эффективной деятельности в этом направлении Липецкой области необходимо добиваться предоставления городам Ельцу и Задонску статуса историко-культурных музеев-заповедников, создать на севере региона национальный парк (для познавательных экскурсий), туристско-рекреационное кольцо, охватывающее реки Дон и Воронеж (водный и охотничье-рыболовный туризм), этнографический маршрут "Гончарное ремесло Древней Руси", историко-культурный заповедник "Бунинская Россия" (на базе сохранившихся дворянских усадеб). Задонск, названный святителем Тихоном "русским Иерусалимом", способен превратиться в один из главных в России центров православно-паломнического туризма.

"И вообще развитие зон отдыха и рекреации должно все больше становиться прямым делом регионов, муниципальных образований, закон о местном самоуправлении предоставил им в этом отношении все права и возможности", - говорил на конференции вице-президент Национальной академии туризма Юрий Путрик. И призвал региональные власти активнее включаться в этот процесс, в том числе посредством кооперации и сотрудничества с соседними областями, в частности, для организации межрегиональных маршрутов. Например, есть все основания сделать популярным как для соотечественников, так и для иностранцев водный маршрут "Дон", начинающийся почти под Москвой и "впадающий" в Азовское море. Красоты и ресурсы пяти областей, включая Липецкую и Воронежскую, смогли бы наполнить этот проект содержанием, привлекательным для инвесторов и туристов. А для "раскрутки" всех этих замыслов необходимо начинать с создания туристско-информационных центров.

Эксперты согласны с тем, что местная инициатива и активность в деле развития индустрии туризма и отдыха способны помочь регионам создать островки развития не только в самих ОЭЗ, но и вокруг них, в том числе в сельских образованиях. Создание туристско-рекреационных особых экономических зон - федерального или местного значения - в принципе доступно любому из регионов. И дело не только в том, что практически каждая республика или область имеют на своей территории какие-то привлекательные с точки зрения экологии или культурно-исторического наследия уголки. Главное, что принятые недавно поправки в Налоговый кодекс позволяют предоставлять льготы по налогу на землю и по налогу на имущество, а оба этих налога находятся в компетенции субъектов Федерации, поступают в региональные и муниципальные бюджеты. Значит, в распоряжении льготами у регионов меньше зависимости от центра, больше самостоятельности. К тому же туризм и санитарно-курортный сервис, как никакая другая отрасль экономики или сферы услуг, создает массу дополнительных рабочих мест. Тем самым у большинства территорий появляется реальный шанс экономического роста.