В орловском общественном транспорте началась установка современных электронных систем наблюдения, мониторинга и диспетчеризации.
Подобные системы давно и с успехом используются не только в странах Европы, но и во многих регионах России, однако для Орла являются новинкой. Их установка началась в рамках транспортной реформы, которую в июне текущего года затеяли городские власти. По словам начальника городского управления дорожного хозяйства и транспорта Владислава Абрамова, необходимость такой реформы обусловлена тем, что в ближайшие годы областной центр рискует вообще лишиться муниципального общественного транспорта, живущего на "бюджетной игле".
- Износ парка автотранспорта составляет порядка 70-80 процентов, - рассказал Владислав Абрамов. - Мы планируем его немного освежить за счет капитального ремонта. В ближайшее время будут приобретены новые кузова примерно для сорока троллейбусов, часть из которых будет отремонтирована в этом году, а часть в следующем. За счет городского бюджета будут приобретаться новые машины. Накануне Дня города за счет сверхплановых доходов бюджета удалось купить для города два современных автобуса "ЛиАЗ". На них, в порядке эксперимента, была установлена система мониторинга и диспетчеризации пассажирских перевозок, которая разработана местными специалистами.
- Эта система позволяет определять координаты транспортного средства и передает информацию на специальную электронную карту диспетчерского центра, - рассказал директор диспетчерского центра компании-разработчика Владислав Игошин. - Она работает в режиме реального времени. Диспетчер имеет возможность оперативно отслеживать движение транспорта по маршруту. Держать постоянно человека у электронной карты нет необходимости. Достаточно один раз задать алгоритм движения транспортного средства и внести его в память системы. Дальше она будет работать сама. Если транспортное средство отклонится от маршрута или нарушит интервал движения, на табло замигает тревожное окно. Тогда диспетчер сможет оперативно выяснить причины отклонения и принять меры по их устранению.
В автобусах также установлены две видеокамеры: одна в салоне, другая в кабине водителя, картинка с которых поступает в диспетчерский центр. С помощью первой камеры диспетчер может оценивать пассажиропоток и фиксировать внештатные ситуации, возникающие в салоне. В том числе вовремя предупреждать о подозрительных лицах или забытых предметах, что очень важно для предотвращения террористических актов. Кроме того, камера внутреннего видеонаблюдения должна значительно осложнить жизнь ворам-карманникам. Объектив второй камеры направлен на улицу и фиксирует то, что там происходит.
- В транспорте будет работать связь, подобная той, что используют операторы мобильной связи, - рассказал Владислав Игошин. - Она будет односторонней, чтобы водитель не мог использовать ее в личных целях. Если у него возникнет необходимость связаться с диспетчерским центром, достаточно будет нажать специальную кнопку вызова. Тогда диспетчер сам с ним свяжется.
По словам Владислава Абрамова, подобными системами будет оснащен весь городской транспорт, включая маршрутки. Расходы муниципальных предприятий возьмет на себя городской бюджет, а вот частным перевозчикам, по всей видимости, придется платить из своего кармана. Пока мэрия не требует обязательного наличия в маршрутках электронных систем слежения. Однако уже в ближайшее время такие пункты в качестве обязательного условия могут быть включены в тексты договоров, которые частные перевозчики заключают с мэрией.
- Водители маршруток часто не выполняют договорные обязательства, - говорит Владислав Абрамов. - Они нарушают интервалы движения, самовольно меняют маршрут, не доезжают до конечных остановок, грубят пассажирам, "забывают" пройти обязательную процедуру медицинского и технического осмотра, выезжают на маршрут с пустым путевым листом. Многие владельцы городского такси нанимают на работу водителей, но контролировать их не могут. Сейчас в городе действуют две рабочие группы, составленные из представителей мэрии, транспортных предприятий и сотрудников ГИБДД. Они проверяют работу маршруток, но, естественно, не могут охватить всю массу. А система диспетчеризации поможет полностью исключить случаи нецелевого использования транспорта и решить проблему с выявлением нелегальных перевозчиков. По нашим данным, сегодня в Орле работает более семидесяти "нелегалов", которые выходят на маршруты, не имея действующих договоров, и рискуют жизнью пассажиров. Наша задача заключается в том, чтобы сделать пассажирские перевозки легальными и безопасными.
Городские власти обещают, что в меру своих возможностей попытаются помочь частным перевозчикам с приобретением и установкой систем мониторинга.
- Мы надеемся на долгое и плодотворное сотрудничество, - сказал Владислав Игошин. - Ведь нашей системой можно оснащать не только общественный транспорт, но и автомашины различных муниципальных предприятий и служб, что лишит водителей возможности работать "налево" и сэкономит бюджету немалые средства, а также позволит более четко организовать их работу.
Мэрия со своей стороны поддержала эту инициативу. Возможно, уже в бюджете будущего года появится соответствующая статья расходов. В ближайших планах - оснащение остановок областного центра камерами видеонаблюдения и специальными электронными информационными табло, на которых бегущей строкой будет сообщаться о движении транспорта. Кроме того, до конца этого года впервые в орловском общественном транспорте должны появиться пластиковые карты для оплаты проезда. Предполагается, что первыми их получат пенсионеры-льготники, получающие от муниципалитета бесплатные проездные на сорок поездок в месяц.