До пробного пуска тепла осталось каких-то две недели, а подготовка объектов городского ЖКХ на сегодняшний день оставляет желать лучшего. Во всяком случае, если сравнивать с прошлым годом, отставание составляет от 8 до 16 процентов. Подготовка идет, можно сказать, из последних сил и средств: в канун нового отопительного сезона городское ЖКХ находится в куда более тяжелом положении, нежели в предыдущие годы. Сказываются последствия прошедшей зимы, суровой и насыщенной на разного рода ЧП. Из-за значительного перерасхода топлива и незапланированных трат на аварийные работы годовой лимит финансов на покрытие межтарифной разницы, запланированный в бюджете, был израсходован уже к апрелю. Что касается подготовки к зиме, то средства наскребали уже по сусекам. Поэтому на первом после летних каникул заседании городская дума, согласившись с доводами мэрии, утвердила корректировку бюджета в сумме 300 миллионов рублей. Эти деньги в экстренном порядке пойдут коммунальщикам, чтобы те закупили топливо, завершили ремонт котлов и теплотрасс.
Надо сказать, что накануне отопительного сезона городской жилкомхоз лихорадит не только из-за финансовых проблем, но и по причине организационных неурядиц. "РГ" не раз писала об эксперименте с городской управляющей компанией, который два месяца назад затеяли местные власти. ГУК позиционировали как временную переходную структуру, которая в соответствии с идеологией Жилищного кодекса по мере формирования рынка управляющих компаний будет уступать свои позиции частному капиталу. Предполагалось, что пока этот рынок не зародился, компания, учредителем которого стал муниципальный информационно-вычислительный центр, защитит население от мошенников и даст повод избавиться от лишнего и многозатратного ИТР-персонала. Однако, как известно, против ГУКа ополчилась коммунальная общественность - в частности, работники райДЕЗов и РЭПов, многие из которых подлежали сокращению. Сказала свое веское слово и прокуратура: постановление о создании ГУКа нарушило ст. 161 Жилищного кодекса. Во-первых, одна управляющая компания, пестуемая городской властью, мало соотносится с принципом конкуренции в ЖКХ. Во-вторых, горожанам эту структуру практически навязали: в "жировках", разосланных в августе, сообщалось, что, оплатив квитанцию, жители автоматически заключают договор с компанией. Такой вот выбор: либо становиться злостным неплательщиком, либо - клиентом ГУКа, третьего не дано.
В результате мэр был вынужден отменить свое постановление. И теперь в городском жилкомхозе царит "переходная" организационная неразбериха: у райДЕЗов деньги и власть вроде как забрали и вроде как передали бразды правления ГУКу, который на поверку оказался вне закона. Понятно, что такое положение дел не может сказываться положительно на подготовке коммунального хозяйства к зиме. Поэтому городская дума с подачи комиссии по ЖКХ и благоустройству предложила свой вариант решения проблемы. В частности, депутаты порекомендовали мэрии для обеспечения бесперебойной работы коммунального хозяйства сохранить за райдДЕЗами функции по содержанию и текущему ремонту жилфонда и одновременно заняться созданием шести (по числу городских районов) управляющих компаний.
Правда, и в этом случае вряд ли стоит говорить о полноценной конкуренции в коммунальном хозяйстве. Как ранее заявлял "РГ" председатель думской комиссии по ЖКХ Николай Бунеев, "в данной ситуации одна или шесть компаний - вопрос не принципиальный: и в том и в другом случае есть определенные нарушения законодательства".