По областному закону "О распоряжении земельными участками в Воронеже, государственная собственность на которые не разграничена", вступившему в силу 1 июля, права на распоряжение данными земельными участками (продажу их в собственность, предоставление в пользование, ведение текущих договоров аренды) перешли от муниципальных властей областному управлению Госимущества. Как известно, Земельный кодекс РФ разрешил субъектам федерации оставлять за собой юрисдикцию на землю в региональных столицах. Этим правом и поспешили воспользоваться областные власти в Воронеже, впрочем, как и в некоторых других областях РФ. Перенос управления наиболее дорогостоящими кусками городской земли этажом власти выше областная администрация объясняет необходимостью ускорить реализацию национального проекта "Доступное жилье", извести волокиту и коррупционные отношения в данной сфере.
По некоторым данным, передел может коснуться почти 90 процентов городской земли. Но это навскидку - точно и сам градоначальник не знает пределов своей территории: до сих пор не принят закон о городской черте столицы Черноземья. К тому же у города нет генерального плана, а при его отсутствии невозможно провести внутренние разграничения, столь необходимые для осуществления местного самоуправления и определения прав муниципалитетов на недвижимость, прежде всего на землю. Все это и создает предпосылки хаоса и произвола в распоряжении земельными участками в городе. В прошлом году органами прокуратуры Воронежской области выявлено более 3 тысяч нарушений законодательства в сфере землепользования, градостроительства и экологии, опротестовано более 700 незаконных правовых актов, внесено около 200 представлений. Почти двести чиновных лиц по постановлениям прокуроров привлечено к административной ответственности, около 250 заявлений направлено в суды, возбуждено 64 уголовных дела. Да и сам мэр Борис Скрынников признает, что "из ста выделенных в городе земельных участков лишь в десяти все в порядке с документами, а в девяноста случаях несоблюдение законов, а то и вообще самозахват". По словам председателя комитета по земельным отношениям городской администрации Бориса Супренка, из 1200 заключенных в прошлом году договоров об аренде или продаже земельных участков только 35 свершались по результатам торгов.
Сам градоначальник не знает пределов своей территории: до сих пор не принят закон о городской черте Воронежа
А то, что мэрия умеет, когда захочет, работать без волокиты, и показали последние перед вступлением закона в силу недели, в продолжении которых были выданы "на гора" около двух тысяч постановлений о выделении участков. Правда, губернатор области Владимир Кулаков уже тогда выразил сомнение в том, что результаты чиновничьей страды будут признаны законными в органах госрегистрации.
По словам помощника прокурора области Дмитрия Михайлова, нарушения в документах в основном сводятся к незаконному предоставлению земельных участков для строительства жилья в зеленых зонах общего пользования, в водоохранных зонах, на территории муниципальных предприятий и учреждений. Учитывая характер допущенных нарушений и их объем, в адрес главы городского округа Воронеж прокуратурой области внесены три представления с требованием отмены в общей сложности 146 незаконных правовых актов. Еще на два постановления вынесены протесты. Кроме того, прокуратура готовит иски в арбитражный суд о признании недействительными всех постановлений о земельных участках, изданных с нарушением закона.
Тем временем
Прокуратура области вынесла главе Воронежа Борису Скрынникову предостережение - по поводу его обязанности обеспечить населению города бесперебойное снабжение теплом, водой и электроэнергией. Проведенная прокуратурой проверка соблюдения федерального законодательства при реформировании ЖКХ показала, что в городе неудовлетворительно ведется подготовка коммунального хозяйства к работе в осенне-зимний период. В настоящее время, когда решается вопрос о законности создания и функционирования ОАО "Городская управляющая компания", районные дирекции единого заказчика фактически свернули свою деятельность. Все это ставит под сомнение способность городской власти выполнять обязанности, возложенные на нее федеральным законом о местном самоуправлении.