10-я Биеннале лечит городскую среду

Еще век назад только 10 процентов населения земли жили в городах - теперь более половины. А уже к 2050 году, по данным ООН, городское население составит более 75 процентов всех землян. Поэтому задача новой экспозиции - собрать воедино все наиболее конструктивные идеи развития города, объединить усилия архитекторов для создания среды, благоприятной для человека. Поговорить о проблемах мегаполисов Биеннале пригласила мэров крупнейших городов мира, которые встретились с ведущими специалистами в области архитектуры.

Тематика выставки четко делится на две неравные половины. Первая и главная - проекты ближайшего будущего, как правило, совершенно фантастического вида. Территория старого венецианского Арсенала отдана циклопическим новостройкам 16 крупнейших городов планеты, от Шанхая до Каракаса, от Нью-Йорка до Йоханнесбурга, от Барселоны до Сан-Паулу и 35-миллионного Токио. Увиденные из космоса и зависшие над головами посетителей мегаполисы с громоздящимися подобно кристаллам даунтаунами трактуются как самостоятельные планеты, каждая с уникальной, тщательно обдуманной инфраструктурой. Увы, в этом списке нет Москвы - возможно, и справедливо, так как строится она ныне хаотично, на ходу теряя свой исторический облик, не имея внятной, научно и эстетически обоснованной программы развития. Это, бродя в урбанистических джунглях Биеннале, чувствуешь особенно остро.

Привлекают внимание и более локальные проекты: так, Нью-Орлеан делится новейшими разработками, которые должны уберечь многострадальный регион от разрушительных ураганов наподобие "Катрины", Греция показывает суперсовременные конструкции сейсмостойких зданий на рессорном матраце, знаменитый своими космическими проектами Норман Фостер представил целую программу преобразования индустриального Милана в Город счастья.

Вторая тема выставки: губительная для человека перенаселенность мегаполисов, скученность жизни, нищета и гнетущая серость бытия. Впечатляют фотоснимки Мумбаи, где из-за человеческих тел уже не видно воды в океане.Инсталляции на Биеннале в ходу. Как и "хэппенинг": посетители выставки приглашаются отведать французской кухни в павильоне Франции, где пахнет пивом и жареной курицей, поблуждать в мире английских вещей и вещиц, покрутить педали велосипедов в канадском отсеке и отдохнуть на огромных надувных крокодилах при входе в павильон США. Насмотришься всех этих веселых приколов братьев по разуму и еще раз с печалью убедишься: мы на этой планете - самые угрюмые.

Как и Венецианский кинофестиваль, Биеннале раздает своих "Золотых львов". На церемонии открытия выставки почетный "Золотой лев" был вручен флорентийскому зодчему Ричарду Роджерсу, а присуждение главных премий выставки пройдет 8 ноября в театре Малибран. Призы вручаются в категориях "Лучшее национальное участие", "Лучший городской проект", "Лучшая архитектурная школа" и, наконец, "Лучший город". Ни один из призов нам, кажется, не грозит.