Первая пятерка московских бензоколонок получила "кленовые листочки"
Честность - вежливость королей. Бензиновых
Такой вывод сделали авторитетные специалисты ведущих прикладных институтов вроде таких, как РГУ нефти и газа, дотошно проверившие претендентов на "кленовый листочек". В течение года владельцы АЗС должны были предъявить экспертам целый ряд документов, среди которых учитывались даже отзывы клиентов в книге жалоб и предложений. "Но решающее значение имели результаты анализов топлива, сделанные лабораториями, специально аккредитованными правительством Москвы, - рассказал корреспондентам "РГ" руководитель департамента природопользования и охраны окружающей среды столицы Леонид Бочин. - Они делают как минимум три пробы с каждой АЗС. Одна из этих проб остается в специальном банке на случай, если владелец автозаправки не согласится с заключением экспертов и подаст в арбитражный суд. Вторую получает продавец топлива, чтобы мог развеять свои сомнения, сдав взятую пробу на исследование в другую лабораторию, которая внушает ему больше доверия. И третья проба идет непосредственно на экспертизу. Все пробы берутся исключительно анонимно, все идут строго под номерами. Выдержит претендент проверку - значит, получит "кленовый листочек".
Как уже выше было сказано, из нескольких десятков добровольцев, согласившихся на процедуру добровольной сертификации АЗС, пока лишь пять прошли жесткий отбор. В общем, действительно капля в море бензина, потребляемого столицей.
Выдается знак на два года. Потерять его легко - достаточно попасться в ходе дальнейшей проверки на том, что бензин заливается уже не тот, что раньше. Шанс заполучить эмблему снова появится не раньше, чем через два года. Таковы правила. И то лишь при условии, если за это время на качество не будет ни одного нарекания. "Найдутся ли еще охотники биться за лужковскую метку? Особенно, когда узнают, что ни налоговых льгот, ни других каких привилегий присвоение знака экологической безопасности владельцу не несет?" - усомнились корреспонденты "РГ". Леонид Бочин уверен: "Найдутся. Ведь получение экологического знака - это своего рода знак обострившейся конкурентной борьбы среди столичных АЗС. Те, кто рвется получить его, таким образом, дают понять, что они не желают ассоциироваться в глазах покупателей с "черными продавцами" моторного топлива - то есть теми, кто торгует бензином низкого качества и тем самым не только губит машины москвичей, но и отравляет их самих и всю окружающую среду".
Деление на два лагеря
И в самом деле, выдача знака экологической безопасности топлива первой пятерке АЗС, по сути, лишь гласная констатация уже произошедшего в столице раздела продавцов бензина на "белых" и "черных". Напомним, что еще в начале 2005 года столичные власти объявили войну АЗС, торгующим суррогатным топливом с опасными примесями вместо добротного бензина. Сразу после принятия в Москве закона "Об ответственности за реализацию видов моторного топлива, не удовлетворяющих экологическим требованиям" все столичные АЗС оказались в зоне пристального внимания инспекторов департамента природопользования и охраны окружающей среды. Закон стал в их руках серьезным орудием: всего за год он позволил наложить штрафные санкции на более чем 70 заправщиков-нарушителей на сумму свыше 9 миллионов рублей. И если в прошлом году штраф составлял 200 тысяч, то в этом он доходит уже до 300 тысяч.
Из АЗС, попавшихся на торговле некачественным топливом, департамент природопользования и охраны окружающей среды и составил впервые так называемый "черный список" АЗС. Что тут началось, "РГ" знает по собственному опыту. Столичных экологов обвиняли в том, что они нарушают закон, предъявляя завышенные требования к качеству моторного топлива, СМИ, опубликовавших тот самый список, - в распространении недостоверных данных. "А что вы хотите? - сказал в ответ на нашу просьбу прокомментировать ход этой борьбы министр экологии. - "Черный список" - это падение продаж. Удар по криминалу, причем не только в торговле топливом, но и в сфере производства некачественного топлива. Естественно, что бензиновые короли пытались и дальше будут пытаться защитить свои прибыли. К счастью, пока они проиграли суды всех уровней - районный, межрайонный, городской".
Каков итог? Из имеющихся в городе 800 АЗС проверены около 300. В "черном списке" - около 60. Список постоянно обновляется: плохая репутация ведет к потере покупателей. Умные делают правильный вывод и начинают, пусть сначала не по собственной воле, торговать по совести.
Из нескольких десятков заправок, согласившихся на процедуру добровольной сертификации, пока лишь пять прошли жесткий отбор
Тем не менее Москву нередко обвиняют, по сути, в нарушении федерального законодательства. "Да, нам то и дело напоминают, что субъект Федерации не может устанавливать более жесткие стандарты качества топлива, чем это принято в ГОСТах РФ, - пояснил Бочин. - Но кто спорит с тем, что ГОСТы действительно являются прерогативой федерального правительства? Поэтому столица лишь устанавливает повышенные экологические требования к моторному топливу: они у Москвы на уровне Евро-3, в то время как на федеральном уровне до сих пор Евро-2. Любой суррогат - это прежде всего наши легкие, вся атмосфера города".
Война продолжается
Войну против тех, кто торгует грязным бензином с различными опасными добавками и примесями, столица ведет не один год. Какой ее главный итог? Назовем лишь одну цифру. Еще с начала 90-х годов прошлого века, как посчитали экологи, когда рухнула большая часть столичной промышленности, главным загрязнителем столичного воздуха стали автомобили. Это они извергают из своих сизых выхлопов около 900 тысяч тонн вредных веществ, падающих ежегодно на головы москвичей. Число машин в столице год от года растет: их уже не 3 миллиона, как пару лет назад, а 3,5 миллиона. На сколько же в таком случае увеличилось выделение в атмосферу углекислого газа, свинца и прочих авторадостей? Выхлопов, оказывается, больше не стало, о чем с большой гордостью сообщил "РГ" Леонид Бочин. По его мнению, добиться этого во многом удалось как раз благодаря ужесточению контроля за реализацией топлива в пределах города, который ведут как стационарные, так и передвижные лаборатории. Впрочем, одним этим город не ограничивается.
Оберегая чистоту воздуха, столица, в частности, отказалась от использования зимой мазута для выработки электроэнергии. Ввела правило, в соответствии с которым теперь в город впускаются только автобусы, соответствующие Евро-2, а приобретает город лишь автобусы с двигателями не ниже Евро-3. Все это и дает возможность хоть не понизить, но, по крайней мере, и не повышать содержание вредных веществ в окружающей атмосфере.
Спрашивается, что ожидает москвичей дальше? Вздохнут ли они когда-нибудь, что называется, полной грудью? "Наша цель - достигнуть европейского качества воздуха, - говорит Бочин. - Но это крайне сложно, хотя бы потому, что Россия с серьезным опозданием приняла программу по выпуску автомобилей с Евро-2. Это случилось тогда, когда Европа начала переходить уже... на Евро-5".
Больше всего московского министра возмущает то, что в стране до сих пор звучат голоса, недоумевающие, например, зачем нужны европейские стандарты российскому сельскому хозяйству? Аргументируется это тем, что наши "кукурузники" без бензина со свинцовыми добавками просто не взлетят. "Интересно, сколько же их у нас, этих "кукурузников", что всю Россию волнует производство бензина для них?" - недоумевают столичные экологи.
Московские власти отлично понимают: в корне изменить ситуацию лишь своими "черно-белыми списками" им не под силу. Поэтому всячески действуют и на федеральном правовом поле. В частности, активно борются, с одной стороны, за принятие нового федерального регламента, в котором будет исключена норма о возможности производства и продажи бензина со свинцовыми добавками. А с другой стороны - выступают за то, чтобы с помощью налогов поощрять производителей доброкачественного топлива. Проект поправок в налоговое законодательство на этот счет в Госдуму уже внесен, вопрос лишь в том, сколько времени пройдет до его принятия.
Жаль, сетовал в минувшую субботу Юрий Лужков, что Москва остается пока единственным городом в России, который всерьез озабочен борьбой с "бодяжным бензином". "Именно поэтому ей не удается добраться до поставщиков вредного топлива, - считает Бочин. - Ведь оптовые базы зачастую находятся за пределами Москвы. Кроме того, многие из них нередко скрыты за заборами воинских частей и производственных зон, куда доступ строго ограничен".
Справка "РГ"
Ежедневно в Москве реализуется порядка 8 тысяч тонн бензина и около 3 тысяч тонн дизельного топлива. По результатам контроля выявлено, что около 20 процентов от общего объема реализуемой продукции не соответствует установленным в Москве требованиям. При этом часть топлива не соответствует также и федеральным ГОСТам.
Необходимо особо обратить внимание на то, что ныне действующие ГОСТы приняты еще в 80-х годах прошлого века и допускают содержание в моторном топливе таких токсичных веществ, как свинец и сера, в количествах в 10 раз превышающих европейские показатели по аналогичным видам топлива. С 2006 года в Москве установлены требования к моторному топливу на уровне
Евро-3. Чтобы соответствовать европейским требованиям, Москва - первая в России - приняла экологические требования к моторному топливу. Всего с 2005 года по август 2006 года проверили 338, или чуть больше трети, всех заправок в Москве.
По результатам экспертизы департамента природопользования, 69 заправок должны были заплатить административный штраф. Из 43 принятых на этот счет постановлений штраф либо уже оплачен (29 АЗС), либо для его взыскания по 14 заправкам направлены предписания судебным приставам-исполнителям (14 постановлений). В свою очередь владельцы АЗС обжаловали 21 постановление о назначении административного наказания, из них 12 - оставлены в силе, 6 - отменены, 3 - находятся в стадии рассмотрения. В 2005 году было проверено 227 АЗС г. Москвы на предмет соответствия реализуемого моторного топлива экологическим требованиям. На 49 АЗС, или 21,6 процента от общего количества проверенных АЗС, выявлены 82 пробы (10,8 процента от 762 проб) моторного топлива, не соответствующие вышеуказанным требованиям. Причем из 82 проб, не соответствующих экологическим требованиям, 66 проб (80,5 процента) не соответствовали даже требованиям ГОСТ (ТУ).
К 1 августа 2006 года проверено еще 111 АЗС, отобрано 383 пробы. На 20 АЗС, или 18 процентов от общего количества проверенных АЗС, выявлено 24 пробы (6,3 процента) моторного топлива, не соответствующего не только экологическим требованиям, но и старым ГОСТам.