В России решают судьбу Сайменского канала

В конце прошлой недели Россия и Финляндия отмечали 150-летие Сайменского канала. Напомним, что его российская часть 43 года назад была отдана в аренду финнам. Срок договора истекает через 7 лет. Финляндия торопит Россию решить судьбу этой "акватории", чтобы суомские бизнесмены могли определиться со своими планами. Для финнов Сайменский канал - это экономическая дорога жизни, которая развивает и поддерживает восточные региона страны. По каналу из внутренних вод можно прямиком выйти к Балтийскому морю и доплыть до портов европейского побережья и внутренних водных путей Центральной Европы и России. Переговоры о продлении аренды начались два года назад, но пока договорились лишь о том, что российская часть канала останется "под присмотром Финляндии". Г-жа Хуовинен была не прочь подписать новый договор аренды хоть во время праздничных торжеств. Но, как выяснилось, пока остаются открытыми два самых важных вопроса - о сроке новой аренды и о цене. Как сказал Игорь Левитин, вряд ли целесообразно вновь заключать договор на полвека. Ситуация на рынке меняется стремительно, так что 20-25 лет - самый оптимальный вариант. Судя по всему, финны особо не возражают. А вот с ценой сложнее. Наши партнеры, похоже, понимают, что 300 тысяч долларов в год, которые платит нам Финляндия, по нынешним временам - смешные деньги. Они готовы обсуждать другую сумму, но настаивают, чтобы учли их затраты по обслуживанию канала, которые ежегодно обходятся финскому бюджету уже в 10 миллионов евро. У российской стороны - свои аргументы. "Мы пришли к решению, - объяснил Игорь Левитин, - что сумма аренды должна закрыть наши расходы по созданию пограничной, таможенной и транспортной инфраструктур канала". Не исключено, что сумма аренды сложится из двух составляющих: некая постоянная величина и процент от стоимости тонны перевозимого груза (либо в основу расчетов ляжет вес судна вместе с грузом и топливом). Вопрос аренды Сайменского канала, по всей видимости, будет обсуждаться во время визита российского президента в Финляндию на саммит Евросоюза и "к этому времени мы будем готовы и по цифрам, и по срокам".

Что касается финнов, то для них главное, чтобы не пострадали интересы перевозчиков. Для них Сайменский канал - это еще и важный социальный проект. Вдоль него живут десятки тысяч людей, для которых в случае чего будет трудно найти новую работу.

Как оказалось, судьба канала волнует не только финнов, но и Евросоюз. Не случайно так активен был во время юбилея еврокомиссар Жак Барро. ЕС, судя по его заявлениям, намерен всерьез заняться развитием своих внутренних водных путей. Ведь более 400 тысяч единиц автотранспорта перевозят столько груза, сколько могут взять на борт лишь 12,5 тысячи судов. А Сайменский канал имеет огромное значение для "закольцовки" внутренних вод ЕС.

   ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Эркки Туомиойя,

министр иностранных дел Финляндии:

- Канал, я уверен, и дальше будет работать на укрепление наших добрососедских связей. Но сейчас на первый план вышли экономические аспекты, связанные с дальнейшим существованием и развитием этой транспортной артерии. Между нашими странами начаты переговоры, с финской стороны их ведет мой коллега - министр транспорта. Пока, насколько знаю, не по всем позициям договорились. Как нам кажется, российские партнеры несколько преувеличивают коммерческую составляющую во всем, что связано с будущим Сайменского канала. А ведь он помимо всего прочего имеет природоохранное и большое культурно-историческое значение - как для Финляндии, так и для России.

Александр Румянцев,

чрезвычайный и полномочный посол России в Финляндии:

- Нельзя сказать, что Сайменский канал с экономической точки зрения что-то супервыдающееся. По нему не могут проходить крупнотоннажные суда, но в наших отношениях с Финляндией он играет важную роль. Не будь его - и это резко понизило бы возможности двустороннего сотрудничества. Ведь вся центральная Финляндия через Сайменский канал имеет выход в Балтийское море, что для этих районов очень существенно. Судя по переговорам, которые сейчас ведутся на экспертном уровне, у нас нет принципиальных расхождений во взглядах на то, каким образом и на каких условиях может быть продлена аренда российского участка канала.