Путин побывал на открытие стратегической транспортной артерии

Открытие паромного сообщения между Усть-Лугой и Калининградом может стать импульсом к значительному реформированию всей транспортной системы самого западного региона России.

 

 

Еще в четверг из Ленинградской области в калининградский Балтийск в свой первый рейс отправился одноименный грузовой паром. Это второй пункт переправы, первый президент уже посещал под Санкт-Петербургом. Паром ожидали обратно на "материк" уже сегодня. После же приезда Путина была произведена "показательная" погрузка шести железнодорожных вагонов, которые прямо с берега без заминок пошли по рельсам внутри парома.

"Речь идет не только об обеспечении национальной безопасности, но и о возможностях, которые у нас возникают в сотрудничестве с нашими соседями, партнерами", - подчеркнул глава государства. Осложнившаяся проблема транзита грузов и пассажиров из Калининграда через территорию Литвы вынудили Москву искать другие пути сообщения со своим западным анклавом. Как и в случае с Североевропейским газопроводом, маршрут пролег через Балтийское море.

"Железнодорожная переправа Усть-Луга - Балтийск выполнена полностью", - рапортовал министр транспорта Игорь Левитин на совещании по развитию Калининградского транспортного узла. Совещание прошло не совсем в обычной форме - на одной из палуб второго парома "Георг Отс" вдоль расставленных стендов. План развития переправы предполагает завершение к 2009 году второй очереди, когда на маршруте появится вторая линия сообщения. Если сейчас в год два парома могут перевезти 800 тысяч тонн груза, то с развитием объем перевозок увеличится до 5,5 миллиона тонн. Правда, необходимо поставить на маршрут еще несколько паромов, которые, по словам Левитина, в отличие от "Балтийска" будут строить у нас. "Заодно будет загрузка наших судостроительных заводов", - поддержал президент.

Как выяснилось, при создании плана переправы были допущены просчеты - объем грузооборота растет быстрее, чем предполагалось. Поэтому минтранс рассчитывает на ускорение реализации всей программы. Есть планы и по созданию большого хаба под грузовые контейнеры, ведь в случае продления паромной линии до Германии потребуется таможенный терминал. Земля в Балтийске под это есть. Но почему-то ее перевод из ведения министерства обороны затрудняется, хотя ощутимых причин для этого министры вчера найти так и не смогли, как ни искали виновных. "Министерство обороны давно отсюда ушло, - отбивался вице-премьер Сергей Иванов, показывая территорию, на которую претендует минтранс. - Кое-где на восточной части есть воинские части, которые надо перенести, но этот вопрос минобороны готово решить, чтобы не мешать развитию дела государственной важности".

- Нужно в самое наикратчайшее время завершить строительство всего объекта, - вынес вердикт Владимир Путин. - Если они опережают планы, которые были первоначально сформированы, то на федеральном уровне под них нужно подстраиваться.

Между тем планы минтранса намного грандиознее. Игорь Левитин активно предлагал перевести практически весь грузооборот, в том числе нефтеперевалку, из действующего Калининградского порта в будущий в Балтийске, а городской порт отдать под причалы для круизных лайнеров и создания там рекреационной зоны. Вот этого, судя по всему, совсем не ожидал глава минэкономразвития Герман Греф, который прямым текстом попросил коллегу-транспортника поменьше фантазировать. Но его в пылу активной дискуссии никто не услышал. Легкие сомнения возникли у губернатора Калининградской области Георгия Бооса, который, кажется, даже слегка обиделся на то, что Игорь Левитин так легко разруливает дела в его регионе. "Это возможный вариант. Но если посмотреть на Калининград, то весь транзит идет через город, - подчеркнул он. - Так что если и делать грузовой порт в Балтийске, то тогда придется создавать и новую железнодорожную ветку в объезд города. А там уже есть интересы и у железнодорожников, и у министерства обороны". "Предварительный план этой программы набросайте", - невзирая ни на что, поручил Владимир Путин.

О больном - транзите через Прибалтику - напомнил участникам совещания глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин: "Даже паромной переправой мы не перекроем

необходимые объемы". Пока что основной артерией остается железная дорога. И здесь, уверен Якунин, необходима государственная, дипломатическая поддержка в переговорах с прибалтийскими соседями. Они не только "угрожают" ремонтом железнодорожной ветки, что создаст серьезные проблемы для российского транзита, но и "подрывают" политику РЖД по стимулированию и облегчению грузооборотов на Калининград. "Наша компания понижает тариф, а сопредельные государства, наоборот, повышают", - пожаловался Якунин.

Собственно, транспортные проблемы были уже после. День в Калининграде для Владимира Путина начался с посещения православного кафедрального собора Христа Спасителя, накануне освященного Патриархом Алексием II. Именно отсюда глава государства должен был направиться непосредственно в Балтийск, но маршрут президентского кортежа изменился. Делясь с главой государства повседневной жизнью Калининградской области, ее губернатор сообщил, что недавно был сдан один из домов для военнослужащих, строящихся в пяти регионах в рамках программы "15 плюс 15". Услышав это, Путин отреагировал моментально, не упустив возможность посмотреть, во что в итоге выливается эта программа.

Экспромт едва не провалился, ведь столь высокого гостя никто из новоселов не ожидал. Да и, как выяснилось, в доме пока что заселено всего несколько квартир. Осмотрев все вокруг, Владимир Путин предложил зайти внутрь, однако это оказалось непросто. Как ни пыталась высокая делегация попасть в подъезд, кодовый замок на двери их не пускал. На счастье, одна из женщин из окна второго этажа девятиэтажного дома увидела, что за гости пытаются зайти, и отправила мужа открыть им дверь. Владимир Путин недолго пообщался с одной из семей, выслушав благодарность за такую жилищную программу, и лишь после этого обратился к транспортной жизни Калининграда.

Между тем

Две российские атомные подводные лодки произвели успешные учебно-боевые пуски межконтинентальных баллистических ракет. Об этом министр обороны Сергей Иванов доложил президенту Владимиру Путину. "С атомной стратегической подводной лодки К-84 из района Северного полюса был осуществлен учебно-боевой пуск межконтинентальной боевой ракеты по полигону Кижа - крайней континентальной точке Архангельской области, мыс Канин нос", - доложил Иванов, подчеркнув, что пуск прошел успешно, подобного ему не было 11 лет. По его словам, сейчас 8 российских атомных подводных лодок с ядерным оружием на борту несут боевое дежурство в Мировом океане.