В России отметили День танкиста

Несмотря на нудный дождь, десятки машин с утра потянулись по Минскому и Киевскому шоссе в известную далеко за пределами страны 4-ю гвардейскую танковую Кантемировскую дивизию. О том, что это соединение давно стало генеральской кузницей, было легко судить по обилию лампасов возле трибуны. А орденов и медалей на груди ветеранов вполне хватило бы на отдельную экспозиция в Центральном музее Вооруженных сил.

В Кантемировке встретились аж четыре поколения танкистов. Фронтовики удивительно легко находили общий язык с восемнадцатилетними солдатами, а те во все глаза разглядывали древние машины из музея бронетанковой техники соседней Кубинки. Раритетный Т-18 начала прошлого столетия и его старшие братья

Т-26, Т-30 и Т-70 на собственных траках добрались до дивизионного плаца и промаршировали по нему к гордости расчувствовавшихся до слез фронтовиков.

Сегодня в дивизии гвардии генерал-майора Сергея Кураленко броневой антиквариат увидишь разве что на фотографиях в комнате досуга да вот на таких праздниках. Свою технику кантемировцы гонять по асфальту не рискуют - 43-тонные махины Т-80У вмиг превратят его в мелкую крошку. Вот и вчера показательную часть торжеств ограничили выставкой современных боевых машин. Взрослые с удовольствием фотографировались на фоне "восьмидесятки", а пацанам разрешили забраться на броню и даже заглянуть в башенное чрево.

- Жаль, что бетонной площадки нет, а то показали бы, как наша ласточка парит и танцует, - не удержался от комплимента один из офицеров дивизии.

О том, что Т-80У прозвали летающим танком, наверное, слышали многие. На международной выставке вооружений в Абу-Даби "восьмидесятка" установила своеобразный мировой рекорд - преодолела по воздуху 15 метров. Но при всей своей мощи эта машина еще и грациозна, как опытный танцор. Те, кто видел показательные выступления под музыку Т-80, вряд ли забудут необычный вальс в исполнении бронированной машины.

Однако не стоит думать, что летают и прыгают наши танки исключительно на шоу для высоких гостей. Огневая мощь, превосходная маневренность и высокая скорость российских машин проверены полевыми и боевыми условиями. Главнокомандующий Сухопутными войсками России генерал-полковник Алексей Маслов, по собственному признанию, полжизни проведший под броней, утверждает это определенно. В коротком интервью, которое корреспонденту "Российской газеты" удалось взять у главкома накануне праздника, генерал не скрывал ни успехов, ни проблем российских танкистов.

Российская газета | Алексей Федорович, поделитесь секретом: сколько танков в нашей армии?

Алексей Маслов | Около 12 тысяч. Сюда входят и "старички", вроде Т-55 и Т-62. В основном эти машины собраны на базах в качестве мобилизационного резерва. То есть хранятся на случай войны. А войсковой ударный кулак составляют различные варианты "семидесятидвойки", "восьмидесятки" и Т-90. Доля современных танков, к сожалению, пока невелика - около 4 процентов.

РГ | Почему так мало?

Маслов | Новые танки стоят дорого, и перевооружить ими сразу все части и соединения Сухопутных войск нереально. Мы делаем это поэтапно, начали с двух танковых полков и 16 батальонов постоянной готовности, где старой техники уже нет. Одновременно переводим войска на усовершенствованные Т-72, Т-80 и Т-90. Упор в модификации этих машин сделан на повышении огневой мощи, защищенности и подвижности. "Девяностый" вообще становится основным боевым танком Российской армии. Там имеются современная система управления огнем, мощный дизельный двигатель, надежная аппаратура связи. От противотанковых средств, в том числе управляемых ракет, Т-90 обезопасит специальный комплекс электронного подавления. В мае мы перевооружили этими машинами батальон Таманской дивизии.

РГ | На броню, конечно, можно повесить защиту. Но стопроцентно предохранить экипаж, наверное, все равно не получится.

Маслов | Совершенствуется не только техника, но и средства защиты танкистов. Около полутора тысяч индивидуальных защитных комплектов наши экипажи уже используют в повседневной практике. Туда входят бронежилет, противоосколочная накладка на шлемофон, огнезащитные брюки и куртка. Весит такой "костюм" почти шесть с половиной килограммов, и, по отзывам испытателей, он надежно предохраняет человека от осколков и термического воздействия.

РГ | Один батальон на Т-90 перевооружили. Что дальше?

Маслов | Полностью заменим бронетранспортеры в четырех мотострелковых батальонах. Можете мне поверить, что 125 новых БРТ - это очень полезное приобретение для Сухопутных войск. В недавние годы о комплектных поставках техники речи вообще не шло. Все ограничивалось штучными закупками. Кроме того, в этом году нам удалось капитально отремонтировать и модернизировать более 120 танков - считай, подновили технику еще в четырех батальонах.

РГ | Алексей Федорович, стоит ли вообще городить огород вокруг танков, если, как утверждают некоторые военные теоретики, будущие войны окажутся бесконтактными? Сиди себе в бункере и запускай ракеты.

Маслов | Последние конфликты это опровергают начисто. Знаете, сколько танков участвовало в арабо-израильской войне 1967 года? Три тысячи. А во время операции "Буря в пустыне" их число достигло пяти тысяч. Делайте выводы.

РГ | Американские танки лучше наших?

Маслов | Это смотря какие показатели сравнивать. У российских машин есть несомненные преимущества перед тем же "Абрамсом". Например, приземистость, или, как ее именуют конструкторы, низкая силуэтность. Еще у наших танков высокие подвижность и надежность, хорошая управляемость вооружением. В современных российских танках не нужен заряжающий - специальный автомат выполняет операции гораздо быстрее человека.

Американцы ушли несколько вперед по тепловизорам - такие приборы наблюдения и прицеливания на их машинах стоят уже лет двадцать. А вообще российский Т-90 я бы поставил в один ряд не только с "Абрамсом", но и с французским "Леклерком", английским "Челленджером" и немецким "Леопардом". Все это прекрасные машины.