Суть идеи очень проста. По словам директора Департамента структурной и тарифной политики в естественных монополиях минпромэнерго Вячеслава Кравченко, "гарантия инвесторам возврата их инвестиций будет осуществляться путем закладки части затрат в тариф системного оператора". Допустим, некто пожелал проинвестировать деньги в строительство электростанции. Ему хотелось бы быть уверенным, что вложения окупятся. Единственный источник доходов в этом бизнесе - тариф на электроэнергию. Государство гарантирует, что к тарифу будет приплюсована некая цифра, которая за несколько лет позволит инвестору вернуть свои вложения с оговоренной прибылью. "Эта цифра будет гарантироваться и со стороны государства, и со стороны Федеральной службы по тарифам, и со стороны Росэнерго, которое будет заниматься организацией данных конкурсов", - поясняет г-н Кравченко.
Особую озабоченность вызывал вопрос: не будет ли способствовать этот механизм инфляционному росту тарифов? Подсчеты, проведенные в минпромэнерго, показывают, что в связи с механизмом гарантирования инвестиций инфляционных опасений нет. Ведь по факту потребитель энергии будет просто платить за ток столько, сколько он стоит (чтобы построить станцию, надо потратиться, чтобы отбить затраты, надо продать ток). Все электростанции, вводимые с 2007 года, будут продавать электроэнергию только в свободном секторе оптового рынка, где цена формируется на основе баланса спроса и предложения. Это должно привести к цене, которая не пойдет в ущерб ни инвестору, ни потребителю.
Почему в качестве "ответственного за платежи" выбран именно Системный оператор? Это диспетчер, который будет существовать всегда, поясняет г-н Кравченко. Далее, за Системным оператором будет существовать максимальный государственный контроль. И, наконец, деятельность Системного оператора является регулируемой, то есть тарифы на его услуги устанавливаются государством.
Список "проблемных" регионов, где дефицит налицо, а частного инвестора калачом не заманишь, есть. После согласования перечня регионов с ФСТ, ФАС, минэкономразвития предстоит вместе с губернаторами решить, что именно нужно построить. Далее появится приказ минпромэнерго о датах и точках конкретных строек, после чего Росэнерго начнет конкурс среди инвесторов. На первом этапе предполагается ввести в строй в шести регионах 2850 мегаватт энергомощностей.
По словам члена правления РАО "ЕЭС России" Сергея Дубинина, "механизм гарантирования инвестиций служит для закрытия острых дефицитных зон там, где трудно привлечь инвесторов на более ординарных условиях. Специфика в том, что инвестор работает, можно сказать, авансом, он не получает денег от государства или от потребителей до того момента, пока станция не начнет работать".
По словам чиновников, бизнес уже проявил интерес к новому механизму. Имена заинтересовавшихся не называются из соображений коммерческой тайны. Зато энергетики не скрывают, какие объекты кажутся им наиболее приоритетными. "Мы хотели бы, чтобы был объявлен конкурс на Уренгойской ГРЭС на строительство 200 мегаватт мощности, - говорит г-н Дубинин. - Далее, это станция примерно на 600 мегаватт в районе Тарко- Сале, на самом севере Западной Сибири. И Серовско-Богословский узел в Свердловской области". Губернаторы "проблемных" областей, как могут, торопят энергетиков и чиновников. Когда узнают, что на выполнение конкурсных процедур требуется около года, то возмущаются: "Разве можно так терять время? Надо начинать как можно быстрее". При том, что на убеждение министерств и ведомств в том, что сам по себе этот механизм имеет право на жизнь, потребовалось четыре года.
Первые конкурсы планируется провести уже в 2006 году.