Москва проваливается под землю

В большинстве случаев эти два явления связаны между собой, как причина и следствие. В остальных - ЧП могло быть предсказано (и предсказывалось!) задолго до аварии. Сколько еще домов должно уйти "на минус первый этаж", чтобы начать решать эту проблему всерьез?

Последний эпизод - провал грунта на проезжей части по проезду Дежнева в Южном Медведково. Этот участок трассы, расположенный между реками Яуза и Чермянка, "славился" бездонными лужами и колдобинами буквально с момента рождения. Но тут образовалась воронка посерьезнее: 2х2 метра шириной и 1,5 метра глубиной. Как сообщили "РГ" в Управлении МЧС РФ по Москве, провал произошел около 19.40, и только чудом машины избежали падения в яму. По предварительной версии, виновник - прорыв грунтовых вод.

Сутками ранее на Ленинградском проспекте без жертв не обошлось. К счастью, пострадала лишь техника: в кратер 15 на 20 метров и глубиной до 10 метров сверзились "КамАЗ" и сварочный компрессор. Провал задел находящиеся в этом районе теплотрассы, электрические кабели и кабели связи, разорвал трубу "Мосводоканала" - все коммуникации временно вырубились. Едва не задело объекты Замоскворецкой ветки метрополитена - речь шла о считаных метрах. Что могло произойти в этом случае, страшно даже подумать, но - обошлось. Московские власти обвинили в ЧП фирму, ведущую здесь строительные работы - они допустили просчет при строительстве так называемой стены в грунте. В результате подземные воды просочились через нее и размыли грунт под шоссе. Теперь им предстоит компенсировать убытки городу, а может, и лишиться лицензии.

Однако просчет при строительстве - дело, как говорится, житейское. И вовсе не обязательно от него должна образовываться воронка, как от авиабомбы. Главная причина все же - в свойствах почвы под Ленинградским проспектом: с ней нужно обращаться предельно бережно.

Северо-Западный округ столицы - самый проблемный в плане карстовых пустот, подземных грунтовых вод, почв-"плавунов", оползней и прочих геологических нюансов. Под землей проходит старое русло Москвы-реки. Жители Хорошевского шоссе за последние 42 года могут припомнить 42 дыры в тротуарах - глубиной до 42 метров! - и это не считая треснувших стен квартир. А около того же метро "Аэропорт" очередная серия провалов состоялась всего год назад. Этот район вообще пожизненно в "черном списке": здесь слишком много подземных коммуникаций, а грунт некрепкий. Здесь лучше не строить вообще больше ничего, а если строить - то тысячу раз подстраховавшись. Строители это знают, но поступают с точностью до наоборот. Район элитный - вот и лепят многоэтажные башни на авось, лишь бы до продажи достояла, а там хоть провались.

Но беда грозит не одному СЗАО. Московские геоэкологи утверждают, что 15% процентов территории столицы вот-вот провалится в подземные пустоты. В зоне риска - весь центр: в любой момент могут "поплыть" здание Госдумы, Белый дом, Государственная библиотека, Малый театр, гостиница "Метрополь". По мнению специалистов, достаточно 3-4-балльного землетрясения (которые в Москве уже случались трижды), чтобы "полгорода ушло в землю по пояс". Но и без всяких землетрясений карстово-суффозионные и оползневые процессы покрыли половину территории города. А строительный бум, как видим, этим процессам только на руку. Московский грунт таит немало опасных сюрпризов, а противопоставить им практически нечего...

   ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Вадим Михайлов,

руководитель центра "Диггер-Спас":

- О грядущем провале на Ленинградке я предупреждал месяц назад. На месте стройки не раз бывали наши специалисты. И каждый раз нас прогоняли охранники. Разумеется, этот провал будет далеко не последним. В Москве полно мест, в которых есть такая опасность. Например, строительство подземного Манежа привело к просадке и подвижкам "Интуриста" и гостиницы "Москва". Последнюю теперь спешно реконструируют. Следующим, скорее всего, станет Большая Дмитровка - между зданиями Совета Федерации и Генпрокуратурой, где уже был обвал в мае 1998 года. Там невооруженным глазом видны изменения почвы.

Герман Силищев,

лиректор НПК "Проект-Труд":

- Причина провалов зданий вызвана карстовыми оползнями. Никто с точностью не знает, что происходит под землей. За глубинными процессами не следили лет десять. Сколько сейчас под нами пустот и где они появятся - никто не скажет. Надо сверлить скважины, делать замеры по всему городу, ведь новые небоскребы растут в столице быстро. Они появляются вдоль рек, между старых двухэтажных домов, в природоохранных зонах, где предки сарай боялись поставить.