Посол Беларуси в России Василий Долголев поделился планами

- Василий Борисович, вы стали послом в непростое время. Что изменилось в вашей жизни после переезда из кабинета на Старой площади в здание дипмиссии на Маросейке?

- То, что работа стала более объемной и напряженной - это однозначно. Будучи вице-премьером, я занимался координацией работы всех белорусских структур в России, включая представительства предприятий, компаний и т.д. Посольство было только одним из звеньев этой цепи. И если я "намотал" тысячи километров в авиаперелетах и поездках между Минском и Москвой, сопровождал десятки российских делегаций на белорусские предприятия в области, участвовал во всех совещаниях правительства, то посол должен работать в стране пребывания. Тем более что прежние функции по координации возложены теперь на главу дипмиссии.

Еще накануне моего назначения на совещании с послами Президент Лукашенко поставил перед посольством в Москве вполне конкретные задачи, потребовав предпринять более активные действия по закреплению на российском рынке и обозначив, какой уровень белорусско-российского товарооборота можно считать приемлемым. В текущем году показатель взаимной торговли должен составить 18 миллиардов долларов.

- У вас сложились добрые отношения с российским руководством. Знаю, что благодарственное письмо в ваш адрес подписал Владимир Путин, а Почетную грамоту правительства РФ - Евгений Примаков. За годы работы вы наладили деловые конструктивные связи с мэром Москвы, столичным правительством. Как это можно использовать для активизации белорусско-российского сотрудничества?

- Скажу прямо, у "руля" в России стоят исключительно грамотные, квалифицированные кадры, суперпрофессионалы. Среди представителей российской власти есть неолибералы, есть те, кто руководствуется в своей работе пониманием, что постсоветские экономики России и Беларуси находятся в стадии переходного процесса и нужно встраивать участие государства в создаваемую рыночную систему. От того, какой экономической "идеологии" придерживается человек, зависят его действия и решения, их легко прогнозировать, строить диалог.

Моя позиция и как экономиста, и как производственника российским коллегам хорошо известна. Со многими нынешними представителями российского истеблишмента я знаком еще по тем временам, когда работал в системе оборонной промышленности, с некоторыми судьба свела в Верховном Совете СССР.

Когда собеседники по межгосударственному диалогу знакомы между собой, у них есть представление друг о друге, разговор не может быть безрезультатным.

Помню время, когда белорусский товарооборот с Москвой исчислялся 500-600 миллионами долларов. Реализуя по поручению Президента Беларуси его договоренности с Юрием Лужковым о развитии взаимной кооперации и по производству знаменитых "бычков" на заводе ЗИЛ, я столкнулся со следующим. Двигатели поставлял Минский моторный завод. Приходилось чуть ли не через день встречаться со многими московскими руководителями, вплоть до Юрия Михайловича, разрывая замкнутый круг: ЗИЛ бил тревогу, что им моторы не поставляют, белорусы - что москвичи не заплатили за поставленные комплектующие. Нашли выход. Так постепенно, от проекта к проекту нарабатывались оптимальные схемы работы. Результат известен: ныне уровень нашего товарооборота исчисляется миллиардами долларов.

Сегодня создана эффективная система взаимоотношений, и прежде всего среди руководителей, обеспечивающих продвижение интеграции на всех уровнях: правительственных, региональных и субрегиональных. У нас, к примеру, в Минской и Московской областях, около 30 городов-побратимов. Вот на этом, можно сказать, базовом уровне идет активное налаживание хозяйственных связей, обмен мероприятиями в сфере культуры, образования, патриотического воспитания молодежи и т.д.

Мы сейчас идем по пути, когда кооперация новой формации формируется и углубляется на местах, идет от жизни: создается современная экономическая база отношений, основанных не на централизации, а на взаимной выгоде и рыночном прагматизме. Движение навстречу друг другу - это единственно верный путь. Но не всегда потребность в этом сотрудничестве обеспечена условиями со стороны государства.

Судите сами: рекомендации Еврокомиссии в ЕС являются обязательными. У нас тоже есть Межправительственная комиссия по тарифному регулированию. Но вместо выработки системы регулирования она занимается скорее урегулированием взаимных претензий, бесконечно возникающих у обеих сторон. К примеру, было принято решение о взимании НДС по стране назначения, подписаны соответствующие договоренности. Но на этапе внесения документа в Госдуму на ратификацию (белорусская сторона ратифицировала документ без изменений) возникает поправка по третьим странам. И механизм, направленный на активизацию интеграционных процессов, стал ее тормозом.

За десять лет работы в сфере союзного строительства мне неоднократно приходилось участвовать в проверках на границе по контролю за прохождением подакцизных товаров и из третьих стран - продукции, по поставкам которой есть ограничения. Все замеры доказывают: взаимный переток товаров составляет в год от 40 до 50 миллионов долларов. Мы всегда выступаем за неукоснительное соблюдение законодательства и за жесткое наказание любых случаев его нарушения. Но если нет умышленных нарушений границы и таможенных вопросов, то стоит ли городить огород на уровне ухудшения двусторонних отношений? Ведь что такое 50 миллионов при 18-миллиардном товарообороте? Это - цифра со многими нулями перед запятой. Урегулированием должны заниматься налоговые и правоохранительные органы, наведя должный порядок.

Установление Россией таможенного режима в одностороннем порядке привело к тому, что при въезде на российскую территорию из Беларуси очередь машин составляла от 7 до 8 километров. Мне даже приходилось специально фотографировать эти очереди и показывать премьер-министрам и президентам Беларуси и России.

Почему, купив жемчуг на Мальорке в Испании, вы можете перевезти его во Францию, далее в Германию - вас никто не остановит. Потому что есть совместная внешняя граница, условия по свободному передвижению товаров. И сегодня, в связи с переходом взимания НДС по стране назначения в условиях отсутствия границы, белорусы в плане учета товара приблизились к европейскому режиму. Но до прозрачности, присущей европейским границам, еще далеко. И дело не в различиях экономических условий, на что любят ссылаться некоторые российские руководители. Различий в экономиках Финляндии и Испании в разы больше, уж поверьте мне. Препятствием являются конкретные лица, отвечающие за конкретные участки работы.

Только один пример. Все знают, что белорусские настойки "Беловежская", "Зубровка", бальзамы на травах из заповедных пущ, водка, сделанная на березовом соке - это не столько алкоголь, сколько наши символы, белорусские бренды. Эксклюзивные напитки мы поставляем в Канаду, США, европейские страны. Но в России в магазинах их не найдешь. Почему? Граница открыта, но сколько барьеров создано!..

Эффективность союзного строительства оценивается не только интегрированностью экономик. Не менее важно создание равных условий для граждан на всей территории строящегося Союзного государства - от Бреста до Курил. Высочайшее достижение здесь - подписание нашими президентами 24 января конкретных соглашений по здравоохранению, по свободе передвижения граждан, по их социальному обеспечению, по налогообложению.

Обратите внимание: ни одно из этих соглашений, подписанных на самом высоком уровне, не вступило в силу. Знаете почему? Обе страны не провели еще необходимые для ратификации внутригосударственные процедуры. Такая же судьба у ряда весьма важных соглашений, подписанных еще в 2000 - 2002 годах.

Напрашивается вывод: если есть обоюдное стремление к интеграции, к единению наших народов, есть политическая воля президентов, скрепляющих подписями высокие договоренности, но система строительства Союзного государства нежизнеспособна, то, может быть, пора принимать меры в отношении самой системы?

- Василий Борисович, сегодня самый острый вопрос в белорусско-российских отношениях - это формирование цены российских энергоносителей, которые будут поставляться в Беларусь в 2007 году. Прокомментируйте ход переговоров. Как вы считаете, ключ разрешения этого вопроса лежит в области экономики или в сфере политики?

- Я не склонен драматизировать ситуацию. Считаю, ресурс для переговоров обеих сторон не исчерпан. Пока идет переговорный процесс, мы не намерены вести его через головы партнеров в прессе, это даже безответственно. Спокойная выверенная позиция белорусской стороны корреспондируется с той, которая заявляется официальными источниками России, в том числе и "Газпромом".

Переговоры - вообще вещь непростая. Аргументы есть у обеих сторон. Так имеет ли смысл выскакивать с ними и стучать по "жестянке"? Сейчас формируется переговорная база обсуждения ценовых вопросов для более высокого уровня. Ведь эксперты, работающие на данном этапе, только прорабатывают схемы позиций для лиц, принимающих решение.

Ключ от этого вопроса, считаю, во взаимовыгодности наших политико-экономических отношений. Вы же видите, энергетическая безопасность - вопрос номер один не только в повестке белорусско-российского сотрудничества. Он обсуждался на уровне "большой восьмерки", это проблема планетарного масштаба, ведь на кону - система жизнеобеспечения целых континентов. Не может Россия ультимативно заявить о прекращении поставок нефти или газа своим европейским партнерам, странам СНГ. Это и политически, и экономически невыгодно, ведь благодаря нефтедолларам Россия досрочно расплатилась с частью внешних долгов, наполнила Стабилизационный фонд, решает свои социальные проблемы. Конечно, имея ресурс, государство старается максимально его использовать. Но, как в народе говорят, всех денег не заработаешь: партнерские отношения немыслимы без определенных компромиссов.

- Вы давно участвуете в различных переговорных процессах. Равные ли игроки белорусская сторона и россияне? Не пасуют ли иногда белорусы перед "старшим братом"?

- Если бы мы пасовали, то вряд ли нас так активно пытались бы поддавливать через российскую прессу. Скорее белорусская сторона иногда проявляет излишнюю твердость там, где порой надо делать шаг навстречу, быть посговорчивее. Не может быть одностороннего процесса, не будет так, что россияне поступят, как хотят белорусы, или наоборот - белорусы сделают, как удобно только россиянам. Вот эти наши желания должны соизмеряться множественными факторами геополитического и экономического порядка - выгодного и приемлемого обеим сторонам. Если в дипломатии иногда нужно проводить свою отрицательную позицию, то здесь идет поиск взаимоприемлемого положительного решения вопроса.

Ведь отношения между Минском и Москвой для всех остальных партнеров России по СНГ - лакмусовая бумажка. Любые проблемы между нами отдаляют от России Украину, отбрасывают назад все завоевания в рамках ЕврАзЭС, ОДКБ и т.д.

- Василий Борисович, можно ли сегодня сказать, что союзная экономика - это реальность?

- Союзная экономика - это слишком обобщающая категория. У нас есть Договор о создании Союзного государства, но нет принятого и утвержденного договора о Союзном государстве. Путь его создания, к сожалению, еще не пройден. Очень сильный импульс для союзного строительства, я считаю, дала январская встреча президентов А. Лукашенко и В. Путина в Санкт-Петербурге. И теперь очень важно "развернуть" подписанные документы по равным правам граждан, заставить их работать на людей и для людей. Чтобы словосочетание "союзная экономика" из литературной дефиниции превратилось в реальность, нужен толчок в создании Таможенного союза.

Бытует расхожее мнение, что панацеей для Союзного государства может стать единая валюта. Но ведь она - венец создания единого экономического пространства. Валютный союз стал финишной операцией в истории становления Евросоюза. Можно ввести единую валюту путем политического решения, волей двух президентов. Это будет революционный путь в союзном строительстве, который неизбежно повлечет за собой некую ломку привычных механизмов, чрезвычайщину. Мы - за эволюционирование, за выполнение всех договоренностей и последовательное прохождение всех этапов: создание зоны свободной торговли, снятие ограничений, Таможенный союз, равные условия субъектов хозяйствования, единое экономическое пространство. И только в качестве завершающей стадии - единая валюта.

Политическая воля может быть отправной точкой в развертывании программ либо чертой, подводящей и узаконивающей итоги интеграционных наработок. Но, похоже, одним из тормозов и своеобразной инерцией в союзном строительстве стал именно этот эффект ожидания некоторыми чиновниками команды сверху в виде "политической воли".

- Локомотивом белорусско-российского сотрудничества на протяжении многих лет были прямые связи Беларуси с российскими регионами. Как далее будет продолжаться эта работа? Есть ли в ваших ближайших планах намерения посетить российскую "глубинку"?

- В ранге посла я уже выезжал в составе белорусской делегации, возглавляемой Президентом, в Сочи - в регион, у которого с Беларусью весьма интенсивные деловые отношения. Но стоит учесть, что посол - это лицо, обеспечивающее эффективность визитов первых лиц государства в стране пребывания, а не лицо, наносящее визиты. В составе правительственной делегации мы активно работали на этой неделе в Нижнем Новгороде. Вскоре посетим Архангельскую и Вологодскую области, Санкт-Петербург, где будут подписаны конкретные соглашения. В планах - Алтайский край. Мы продолжаем наращивать работу с уральскими регионами. В конце сентября пройдут Дни Беларуси в Московской области, а до конца года обязательно проведем Совет делового сотрудничества с правительством Москвы. Как видите, график напряженный. Предложений о встречах, переговорах со стороны российских коллег столько, что невольно начинаешь досадовать: почему в сутках только 24 часа? Их катастрофически не хватает...

Беседовала Лариса Павлова