"Боинги-737" собирали из дефектных деталей

О каком самолете идет речь? Речь идет о бесконкурентном бестселлере мировой авиации. Об авиалайнере, который Книга рекордов Гиннесса регистрирует как самый многотиражный реактивный коммерческий самолет в истории авиастроения. Тот, чьи взлеты и посадки совершаются каждые 4,6 секунды и чье присутствие в небе в любой миг исчисляется цифрой порядка 1250 самолетов. Речь идет о самом популярном и знаменитом авиалайнере всех времен - об американском "Боинге-737".

Ведущий британский новостной телеканал "Скай ньюс" (Sky News) обнародовал намедни сенсационный материал, со всей серьезностью ставящий под вопрос безопасность "Боинга-737". Американский собкор телеканала на протяжении полугода скрупулезно расследовал не получившие доселе широкой огласки факты о том, что компания "Боинг" многие годы закупала у своего субконтрактора тысячи дефектных деталей для сборки авиалайнеров.

Информация о проблемах "Боинга-737" была получена от двух внутренних аудиторов этой компании Тейлор Смит и Дженнин Прюитт - аудиторов теперь уже бывших. Смит и Прюитт поведали "Скай ньюс" о том, что в ходе рутинных инспекций ими был обнаружен факт поставки заводу "Боинга" компонентов, не соответствующих требуемым стандартам. Выяснилось, к примеру, что сборщики самолета сталкивались с серьезными проблемами, когда получали от субконтракторов дополнительные дюралюминиевые листы, предназначенные для укрепления обшивки проемов входного люка фюзеляжа. Эти листы по своим габаритам не полностью соответствовали размерам проема входного люка, и чтобы вмонтировать их в фюзеляж, рабочие производили подгонку резкой и сверлением вручную. Осуществлялась эта процедура под глубоким покровом тайны, потому как производственные инструкции категорически исключают в подобных сборочных операциях ручные доводки и манипуляции, неукоснительно требуя использования высокоточных компьютеризированных инструментов.

Однако вместо "высокоточных" и "компьютеризированных" на заводе пускались в ход доморощенные сверла и молотки. Иного способа установить некондиционную деталь попросту не было, так как отверстия на сборочных компонентах не соответствовали отверстиям на фюзеляже. Приходилось, стало быть, сверлить дополнительные отверстия и подгонять входной люк к фюзеляжу с помощью молотка. Было обнаружено также, что даже хорда, основосоставляющая фюзеляжа, разрезалась неточно. По словам юриста Билла Скепника, представляющего интересы двух бывших аудиторов "Боинга", хорды делались вручную и доводились до нужной кондиции с помощью молотка. Дженнин Прюитт рассказала, что специалисты завода подходили к ней и откровенно говорили: "У нас проблемы, и они существуют с самого первого дня. Это необходимо исправлять!" Тейлор Смит призналась, что была откровенно шокирована, услышав от рабочих, что они не владеют в достаточной степени технологией производства ряда заказанных им деталей.

Следует, однако, подчеркнуть, что во всех вышеприведенных примерах речь идет о компонентах принципиально важных для надежности самолетного фюзеляжа. Чтобы пояснить степень этой важности, сошлюсь на мнение авторитетных авиационных экспертов, с которыми мне довелось беседовать в связи со всей этой историей. Эксперты же утверждают, что фюзеляж, собранный из компонентов даже с самыми мелкими зазорами и погрешностями, превращает самолет в "часовую бомбу". Дело в том, что ресурс фюзеляжа рассчитывается, как правило, на довольно длительный срок, порядка, скажем, 30 лет. И если в начале эксплуатации подогнанная молотком деталь будет вести себя скорее всего исправно, то ближе к концу срока эксплуатации все эти нестыковки "неродных" деталей могут дать о себе знать. Самыми роковыми последствиями это чревато в экстремальных условиях, как то: при грубой посадке самолета, при попадании в мощную грозу или в зону сильной турбулентности. То есть в те злосчастные обстоятельства, в которых оказался разбившийся в августе под Донецком Ту-154. Весьма вероятно, что "дефектный" "Боинг-737" с солидным "предпенсионным" ресурсом такую проверку на прочность пройти бы не смог. Угроза трещины, разгерметизации, а то и полного рассыпания такого самолета в воздухе грозит стать зловещей реальностью.

Между тем самолетом, который за период с 1994 по 2002 год принял "на грудь" тысячи (!) некондиционных деталей, стал собираемый на заводе в городе Уичито в штате Канзас "Боинг-737 Next-Generation". Порядка 1 тысячи 600 самолетов с некондиционными частями фюзеляжа было распродано коммерческим авиакомпаниям по всему миру. И ни одна из этих компаний ни сном ни духом не ведала, что яблочко - с червоточиной.

А знали ли об этом на самом "Боинге"? По утверждениям экс-аудиторов, знали. Дженнин Прюитт и Тейлор Смит рассказали, что нарушения в производстве деталей для самолета были обнаружены в ходе инспекции, которую заказало этим аудиторам их собственное руководство, когда под подозрение попал калифорнийский субподрядчик "Дакомман". Когда Прюитт и Смит доложили об имеющих место нарушениях, начальство изначально похвалило своих инспекторов. Однако им было не рекомендовано делиться полученной информацией о дефектных деталях с более высокими инстанциями, в частности, с Федеральной авиационной администрацией, являющейся надзорной инстанцией правительства США. Между тем ФАА признала в частном порядке, в беседе со "Скай ньюс", что никогда не предпринимала проверку составных частей "Боинга".

Прюитт и Смит заявили также британскому телеканалу, что служба безопасности "Боинга" предостерегла их от излишнего рвения, предупредив:"Боинг" может возбудить против нас дело, если мы обратимся к ФАА и попросим их провести расследование". Аудиторы утверждают, что пытались поднять этот вопрос со своим непосредственным руководством, так как были убеждены, что процесс установки бракованных деталей нужно останавливать немедленно. Однако их припугнули. В конечном итоге обеих сотрудниц сначала понизили в должности, а затем и вовсе уволили. В марте прошлого года оба экс- аудитора подали в суд. Их дело до сего дня лежит под сукном в федеральном суде города Уичито, и никаких слушаний покуда так и не состоялось.

Что касается самого "Боинга", то он хранит молчание. Компания ответила отказом на просьбу британского новостного телеканала об интервью. Вместо этого "Боинг" предоставил лишь письменное резюме о том, что поднятая аудиторами тревога лишена каких-либо оснований. При этом было подчеркнуто, что при производстве самолетов осуществляется эффективный и многоступенчатый контроль, который позволил этой компании на протяжении десятилетий обеспечивать безопасность и качество ее продукции. Любопытно, однако, что представитель компании отказался официально опровергнуть предъявленные "Боингу" обвинения.