Напомним, что с 1 января 2005 года ставка ЕСН была серьезно снижена - с 35,6 до 26 процентов. Теперь предлагается уменьшить налог до 13-14 процентов. Предполагалось, что потери федерального бюджета от снижения ставки с лихвой компенсируются расширением налогооблагаемой базы. Но ожидаемого эффекта достичь не удалось. По оценке председателя Комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрея Исаева, бизнес сэкономил на этом 280 миллиардов рублей. Тем не менее массовой легализации фонда заработной платы не произошло.
Представители бизнеса объясняют это тем, что и 26 процентов для многих предприятий - непосильная планка. По мнению Дворковича, ЕСН надо снизить до пределов, обеспечивающих базовые пенсионные выплаты и гарантии базового медицинского страхования. Кроме того, он также предлагает освободить от налогообложения взносы на добровольное пенсионное страхование. Эта идея пока не находит поддержки в министерстве финансов, поскольку нет никаких гарантий, что после очередного снижения социальных платежей бизнес на этот раз станет "белым и пушистым" и начнет платить налоги в полном объеме.
Вместе с тем финансовая ситуация внебюджетных социальных фондов отреагировала на снижение ставки ЕСН однозначно и болезненно. В особенности Пенсионный фонд, в котором по итогам прошлого года образовался дефицит около 90 миллиардов рублей. По мнению главы ПФР Геннадия Батанова, пока это не критично, хотя, если так пойдет и дальше, в 2006 году дефицит достигнет 100 миллиардов и дальше будет расти.
На этом фоне снижение ЕСН, убежден глава ПФР, только усугубит ситуацию. Геннадий Батанов считает, что лучше вовсе отказаться от ЕСН и вернуться к страховому принципу формирования Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования. Эту идею поддерживает и глава думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев.
Работать эта система может, к примеру, так: вместо единого социального налога работодатель платит обязательные страховые взносы целевого возмездного характера. Скажем, отчисляет на медицинское страхование своих работников определенную сумму. Если в течение года его работники не потратили эту сумму (не воспользовались неким объемом медицинских услуг), то, оставив в общей копилке некую солидарную часть, остальные деньги работодатель может потратить, например, на диспансеризацию своих работников. При этом на государственном уровне должны быть определены стандарты социальных услуг и процент, который за них должен отчислять работодатель.
Собственно, против предложения перейти на страховые взносы по большому счету никто не возражает. За страховые принципы выступает и глава Координационного совета объединений работодателей и зам. Исаева в Комитете Госдумы Олег Еремеев. Но оговаривается: само по себе это еще не значит, что нагрузка на работодателей снизится. В конечном итоге, как ни назови этот платеж, взносом или налогом, все зависит от его объема. Олег Еремеев убежден, что абсолютно необходимо продолжать снижать нагрузку на работодателя.
Возможно, снижение соцналога и позволит предприятиям легче дышать, но, делая шаг в этом направлении, государство должно предусмотреть и меры, компенсирующие возможное снижение социальных платежей. Сейчас, когда мировая нефтяная конъюнктура благоприятна, федеральный бюджет принимает на себя и компенсирует "недостачу" в социальных фондах. А если ситуация на нефтяном рынке изменится? Что тогда?
Оптимального же варианта, сочетающего удовлетворение интересов бизнеса и выполнение социальных обязательств государства, в результате продолжающейся дискуссии пока не просматривается.
Еще одна идея, которая сейчас вынашивается в Пенсионном фонде, - изменение порядка администрирования социальных платежей. Дело в том, что до 2001 года пенсионные взносы собирал сам ПФР. Когда был введен единый социальный налог, его сбор перешел в руки Федеральной налоговой службы, которая довольно успешно справлялась с этим делом и даже увеличила собираемость налога. Однако в последнее время наблюдается существенный рост задолженности предприятий по ЕСН. На днях Пенсионный фонд обнародовал статистику таких долгов. За 2005 год задолженность по страховой части пенсий составила около 18,4 миллиарда рублей, а по накопительной - около 1,9 миллиарда. Это дало основание главе ПФР забросить в СМИ идею о том, чтобы вернуть функцию сбора этих денег в Пенсионный фонд.